Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Главного-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Ведущего-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФКУ "ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве": Р.Н. Гороховцева (дов. N59 от 31.01.2022),
в отсутствие представителей ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС исх. N ЕИ/23363/22 от 27.04.2022,
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве" (далее - Заказчик) при
проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерного оборудования (отопление, водопровод, канализация), электрооборудования, систем охранной, пожарной сигнализаций, систем управления контролем доступа, систем видеонаблюдения, систем спринклерного пожаротушения, громкого оповещения, систем кондиционирования, вентиляции и автоматического дымоудаления, на объектах ГУ МВД России по г. Москве (Закупка N 0873100004422000012) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ЕИ/23363/22 от 27.04.2022), Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановлением N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 18.04.2022 N0873100004422000012 объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию инженерного оборудования (отопление, водопровод, канализация), электрооборудования, систем охранной, пожарной сигнализаций, систем управления контролем доступа, систем видеонаблюдения, систем спринклерного пожаротушения, громкого оповещения, систем кондиционирования, вентиляции и автоматического дымоудаления, на объектах ГУ МВД России по г. Москве, с начальной (максимальной) ценой контракта 12 833 506,20 рублей.
В Приложении к постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно позиции 14 Приложения к постановлению N 2571 при проведении конкурентных процедур на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с абз. 4 пп. "а" п. 3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 14 Приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Таким образом, дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение к Постановлению N2571 и в ряде случаев превышает определенную НМЦК.
В соответствии с ч.6 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с ч.8 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) определено:
- здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
- система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Технического регламента объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Исходя из положений Технического регламента и Градостроительного кодекса техническое обслуживание инженерного оборудования, электрооборудования, систем охранной, пожарной сигнализаций, систем управления контролем доступа, систем видеонаблюдения, систем спринклерного пожаротушения, громкого оповещения, систем кондиционирования, вентиляции и автоматического дымоудаления, являющееся объектом закупки, непосредственно относится к услугам по техническому обслуживанию зданий и сооружений, что указывает на необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных позицией 14 Приложения к постановлению N 2571.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, на наличие неправомерного требования о представлении в составе заявки действующей лицензии МЧС России на право производства работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, поскольку работы, связаны с лицензируемой деятельностью, не являются основным объектом закупки, ввиду чего такое требование должно быть предъявлено исключительно к исполнителю по государственному контракту.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.
Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление N1128) утверждено положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - положение).
Так, согласно вышеуказанному Положению в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входят следующие работы:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п.12 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участнику закупочной процедуры: "В соответствии с требованиями пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", исполнитель должен предоставить копию действующей лицензии, выданной МЧС России, на право производства работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предоставляющей право производить:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы, представитель Заказчика пояснил, что работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, должны осуществляться в комплексе с работами по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, обслуживанию систем охранной и пожарной сигнализации, обслуживанию систем спринклерного пожаротушения и систем вентиляции и автоматического дымоудаления.
При этом цена лицензируемых работ составляет значительную часть стоимости контракта - 8 413 720,80 руб., то есть более 65% цены контракта.
Таким образом, инженерные системы, объединённые в единую систему диспетчеризации и контроля, являющиеся технологически взаимосвязанными, где при обслуживании одной из систем неизбежно затрагиваются элементы другой системы, должны обслуживаться комплексно.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при установлении требований о наличии у участника закупочной процедуры лицензии МЧС России.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия ФКУ "ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве" обоснованной в части не установления дополнительных требований к участникам закупочной процедуры в соответствии с положениями Постановления N2571.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии: В.А. Матвеев
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 мая 2022 г. N 077/06/106-6620/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022