Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
от уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края - _
от ООО "АлтайТари" - _
от заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края - представители не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "АлтайТари" и материалы дела N027/06/106-579/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "АлтайТари" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку наборов базовых для внутривенных вливаний (извещение N0122200002522001746).
По мнению заявителя, аукционной комиссии неправомерно признаны соответствующими требованиям извещения заявки участников электронного аукциона, предложившие к поставке как отечественную, так и иностранную продукцию, что противоречит
Федеральному закону от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N44-ФЗ), а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N102).
На основании статьи 99 Закона N44-ФЗ, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0122200002522001746 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 05.04.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка наборов базовых для внутривенных вливаний.
Дата начала срока подачи заявок - 05.04.2022.
Дата окончания срока подачи заявок - 14.04.2022.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Дата подведения итогов - 18.04.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 862 160,00 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки уполномоченным органом представлены заявки всех участников закупки, а также отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/106-579/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона N44-ФЗ).
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона N44-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона N44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "м" - "п" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе: м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона; п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона N44-ФЗ установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в том числе: информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства N102 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к настоящему приказу.
Пунктом 2 Постановления Правительства N102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1 или перечень N2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N44-ФЗ предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 2(1) Постановления Правительства N102 в случае если заявка, которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень N1 или перечень N2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1.1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России N126н) при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара (п.п. 1.6 приказа Минфина России N126н).
В соответствии п.п. "в" п. 2 приказа Минфина России N126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в извещении о закупке установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с приказом Минфина России N126н в размере 15% и ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N102.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 18.04.2022 на участие в данном электронном аукционе поданы следующие заявки: 1) заявка N111703402 с ценой предложения - 4 473 186,00 руб.; 2) заявка N111706387 с ценой предложения 4 473 186,00 руб.; 3) заявка N111703207 с ценой предложения - 4 667 673,00 руб.; 4) заявка N111709641 с ценой предложения - 4 716 295,20 руб.; 5) заявка N111666217 с ценой предложения - 4 862 160,00 руб.; 6) заявка N111703549 с ценой предложения - 4 862 160,00 руб. Аукционная комиссия приняла решение о соответствии требованиям извещения всех участников. Также аукционная комиссия приняла решение о признании победителем данного аукциона участника N111703402.
Из состава заявок участников N111703402, N111703549 следует, что участники в рамках электронного аукциона предложили к поставке товар иностранного производства - страна происхождения Китай. Участник N111703207 в составе своей заявки предложил к поставке товар страны происхождения Российской Федерации. Участники N111706387, N111709641, N111666217 в составе заявки предложили к поставке товар страны происхождения Российская Федерация, Республика Армения.
В целях подтверждения страны происхождения медицинских изделий участником закупки ООО "Прайм" в составе заявки N 111703207 (страна происхождения Российская Федерация) представлены следующие документы: - сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 (далее - сертификат СТ-1), подтверждающий, что товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации; - акт экспертизы Липецкой торгово-промышленной палаты, согласно которому доля иностранных материалов в стоимости готовой продукции 5,5 %; - сертификат соответствия, выданный производителю ООО "МПК "Елец", удостоверяющий, что система менеджмента качества применительно к проектированию, производству, стерилизации и реализации изделий медицинского назначения, в том числе инструментов медицинского назначения соответствует требованиям ГОСТ ISO 13485-2017.
Таким образом, ООО "Прайм" в качестве подтверждения страны происхождения предлагаемого товара представлены все необходимые документы.
ООО "АлтайТари", равно как и другие участники (заявки N 111709641, 111666217) в составе своих заявок предлагают к поставке медицинское изделие "Набор базовый для внутривенных вливаний. Устройство для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов ПР 23-02 однократного применения по ТУ 32.50.50-002-73064893-2020". Страна происхождения товара: Республика Армения, Российская Федерация.
В составе указанных заявок представлены: - сертификат СТ-1, подтверждающий, что товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации; - акт экспертизы Люберецкой торгово-промышленной палаты, согласно которому доля иностранных материалов в стоимости готовой продукции 6,25 %; - сертификат соответствия, выданный производителю АО "НПП "ИНТЕРОКО", удостоверяющий, что система менеджмента качества применительно к проектированию, производству, стерилизации и реализации изделий медицинского назначения, в том числе инструментов медицинского назначения соответствует требованиям ГОСТ ISO 13485-2017.
Также в составе заявки ООО "АлтайТари" размещено регистрационное удостоверение от 07.10.2021 N ФСР 2009/05218 на медицинское изделие "Устройство для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов ПР 23-02 однократного применения по ТУ 32.50.50-002-73064893-2020". Регистрационное удостоверение выдано производителю АО "НПП "ИНТЕРОКО" (Россия, Московская область, г. Лыткарино).
Место производства медицинского изделия, согласно регистрационному удостоверению: 1) АО "НПП "ИНТЕРОКО", Россия, Московская область; 2) Китай; 3) ООО "СТЕРИПАК СЕРВИС", Россия; 4) Китай; 5) Китай; 6) ООО "Стерин", Россия; 7) ООО "СМТ-БЕСТ", Республика Армения.
В соответствии с положениями пункта 3 постановления Правительства РФ N 102 ООО "АлтайТари" подтвердило страну происхождения - Российская Федерация сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1, актом экспертизы, сертификатом соответствия ГОСТ ISO 13485-2017.
Аналогичное подтверждение декларируемой страны происхождения Республика Армения в составе заявки ООО "АлтайТари" и других заявках отсутствовало.
Таким образом, ООО "АлтайТари" в полной мере не подтвердило в составе заявки страны происхождения товара - Республика Армения, в связи с чем не исполнило требования Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102 и основания для его применения отсутствовали.
В данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно пп. б п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать, в том числе: цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта.
В соответствии с п. 1.3 Приказа Минфина России N126н при проведении аукциона контракт заключается по цене: а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики); б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Из письменного отзыва заказчика КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" им. профессора С.И. Сергеева МЗ ХК от 29.04.2022 следует, что заказчиком и поставщиком, ставшим победителем электронного аукциона (извещение N0122200002522001746), будет подписано дополнительное соглашение к контракту на поставку наборов базовых для внутривенных вливаний о снижении цены контракта, согласно применения Приказа Минфина России N126н. Контракт будет заключен не по предложению о цене контракта победителя на сумму 4 473 186,00 руб., а с применением преференций согласно Приказа Минфина России N126н на сумму 3 802 208,10 руб.
Таким образом, при направлении проекта контракта победителю закупки заказчиком не применены положения Приказа Минфина России N126н при формировании цены контракта, заказчиком направлен проект контракта с ценой контракта предложенной самим участником закупки, что является нарушением пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N44-ФЗ, образующее состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АлтайТари" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку наборов базовых для внутривенных вливаний (извещение N0122200002522001746) - необоснованной.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим требования пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования процедуры заключения контракта, повторного направления проекта контракта.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 апреля 2022 г. N 7-1/74
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022