Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.;
членов Комиссии:
- главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.;
- специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и закупок Шендрик Е.В.,
в отсутствие
- заказчика - ГБУЗ "Камчатский краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики" (далее - Заказчик);
- заявителя - ООО "ТПК Профит" (далее - Заявитель), уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку расходных материалов (закупка N 0338200013522000020) (далее - Товар) (далее - Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения поставщика путем проведения ЭА на поставку Товара (закупка N 0338200013522000020). Извещение с прикреплёнными электронными документами о Закупке размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 11.04.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 280 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2022 NИЭА1 по Закупке подано 4 заявки, все участники электронного аукциона были признаны соответствующими требованиям.
27.04.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная через ЕИС 26.04.2022, на действия Аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика.
По мнению Заявителя, Аукционная комиссия Заказчика не отклонила заявки участников Закупки, содержащих предложение о поставке товара иностранного происхождения, и признала такого участника победителем ЭА, в нарушение установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), а также требований пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В возражениях от 04.05.2022 N б/н Заказчик согласился с доводами жалобы Заявителя. Указал, что на участие в закупке было подано 4 заявки, все участники электронного аукциона были признаны соответствующими требованиям.
Просит рассмотреть жалобу в свое отсутствие, отменить протокол подведения итогов определения поставщика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к указанному приказу (далее - Приложение).
Согласно подпункту "а" пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
При этом, в соответствии с подпунктом 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товар.
Согласно пункту 1 Постановления N 102 утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза и (или) отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
б) для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Согласно подпункту "б" пункта 2, пункта 3 Постановления N 102 в составе второй части заявки предоставляются:
- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1;
- акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза или уполномоченным органом (организацией), фактически действующим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;
- документ, подтверждающий соответствии собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования" (далее - ГОСТ ISO 13485-2017).
Согласно пункту 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями), фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
В соответствии с пунктом 6.8 Правил Инструктивный документ о выдаче сертификатов формы СТ-1 разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом или в ином порядке, предусмотренном национальным законодательством государства - участника Соглашения.
Порядок удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товара, вывозимого с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза или перемещаемого в пределах таможенной территории Евразийского экономического союза, определен Инструкцией "О порядке удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товаров", разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16.06.2003 "О торгово-промышленной палате" и Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".
Предметом закупки является поставка расходных материалов.
В извещении Заказчиком установлены условия допуска, установленные Постановлением N 102, а также участникам, заявки или окончательное предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с Приказом N 126н.
В электронном документе, описание объекта Закупки указана следующая информация:
N п/п |
Наименование товара, ОКПД2 (КТРУ) |
Описание согласно КТРУ |
Требование к наличию функции, величине параметра, прочие требования согласно п.2 ч.1 ст.33 44-ФЗ* |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
32.50.50.000-00259 Набор базовый для внутривенных вливаний |
Устройство инфузионное одноразового использования с пластиковым шипом, встроенным воздушным фильтром, магистральной трубкой, роликовым зажимом, инъекционным узлом, иглой с трехгранной заточкой и силиконовым покрытием. Особенности данной системы: - Система предназначена для растворов в полимерных пакетах и емкостях; - Внутривенная игла 21G x 1 1/2 (0,8x40 мм). Длина иглы 40 мм, допустимая погрешность: +/- 2,5 мм; - Стерилизация оксидом этилена; - Устройство стерильно внутри, нетоксично и апирогенно; - Коэффициент фильтрации воздушного фильтра > 90%. Фильтр удерживает частицы размером >0,5 мкм; - Прозрачность магистрали позволяет контролировать качество и состояние вводимого раствора. Длина магистральной трубки не более 1500 мм; - Шип (прокалывающее устройство) с 3-мя отверстиями, изготовлен по технологии "острие типа карандаш". Наличие инъекционного узла, обеспечивает возможность проведения болюсных инъекций; Гарантийный срок хранения системы инфузионной - 5 лет с даты изготовления. |
шт |
7000 |
Поставщик должен поставить товар надлежащего качества, в том числе соответствующий требованиям государственных стандартов, технических условий применительно к каждому виду товара.
Качество товара должно подтверждаться документами на русском языке: регистрационное удостоверение, а также декларация о соответствии товара и/или другие документы, подтверждающие качество и безопасность товара применительно к каждому виду товара.
Обязательное наличие сертификата соответствия качества, Регистрационного удостоверения Росздравнадзора.
Поставляемый товар должен быть зарегистрирован и разрешен к применению на территории РФ.
Товар поставляется в таре и упаковке, соответствующей государственным стандартам, техническим условиям, другой нормативно-технической документации. Упаковка товара должна содержать необходимую маркировку с полной и достоверной информацией о товаре. Маркировка должна быть нанесена четко, несмываемой краской, на русском языке. Упаковка товара должна гарантировать его сохранность при транспортировке и хранении, а также обеспечивать его сохранность в течение установленного срока годности товара.
Комиссией установлено, что на участие в закупке было подано 4 заявки, все участники электронного аукциона были признаны соответствующими извещению требованиям.
Участник под N 1 - Устройство инфузионное одноразового использования с пластиковым шипом, встроенным воздушным фильтром, магистральной трубкой, роликовым зажимом, инъекционным узлом, иглой с трехгранной заточкой и силиконовым покрытием, страна происхождения Китайская народная Республик
Участник под N 2 - Устройство инфузионное одноразового использования (с иглой), страна происхождения Китай, Торговая марка отсутствует;
Участник под N 3 - Устройства полимерные для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов однократного применения стерильные ПР 23-05- "МПК Елец" с иглами инъекционными по ТУ 32.50.13-017-74017482-2018 Регистрационное удостоверение от 02 июля 2020 года N РЗН 2018/7361, страна происхождения Российская Федерация;
Участник под N 4 - Устройство инфузионное одноразового использования с пластиковым шипом, встроенным воздушным фильтром, магистральной трубкой, роликовым зажимом, инъекционным узлом, иглой с трехгранной заточкой и силиконовым покрытием, Страна происхождения - Республика Беларусь.
Аукционная комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона 0338200013522000020 участника с идентификационным номером 1, предложившего цену контракта 264 600,00 рубля. В соответствии с Приказом N 126н контракт заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной победителем закупки и составляющей 224 910,00 рубля.
Указанное решение Аукционной комиссии противоречит требованиям Извещения об электронном аукционе в части установленных ограничений, нарушает пункт 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, Постановление N 102.
Таким образом, Аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Заказчик обязан отклонять заявки, содержащие товары, происходящие из иностранных государств (кроме стран Евразийского экономического союза и (или) отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины), или не содержащих в составе вторых частей заявок сертификатов по форме СТ-1, только при условии, что подано не менее 2 заявок, которые: соответствуют требованиям документации, содержат предложения о поставке закупаемого товара, страной происхождения которых являются страны Евразийского экономического союза и (или) отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины, не содержат предложения о поставке товара одного и того же производителя или нескольких производителей, входящих в одну группу.
Комиссией установлено, две заявки участников содержат предложения к поставке товара, страной происхождения которых является Россия и Белоруссия, то есть страны Евразийского экономического союза.
В данном случае у Аукционной комиссии было основание для применения ограничений, установленных Постановление N 102, поскольку подано не менее 2 заявок, которые соответствуют требованиям извещения, содержат предложения о поставке закупаемого товара, страной происхождения которых являются страны Евразийского экономического союза и (или) отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины, не содержат предложения о поставке товара одного и того же производителя или нескольких производителей, входящих в одну группу. Однако Аукционной комиссии Заказчика были применены положения Приказ N 126н в нарушение законодательства о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что действия Аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика о признании участника победителем ЭА, в нарушение установленных Постановлением N 102, а также требований пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, является обоснованным.
Выявленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии Заказчика нарушение пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении выявленного нарушения.
Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Ю.С. Косарева
____________________ Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 5 мая 2022 г. N 041/06/48-200/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022