Резолютивная часть решения оглашена "29" апреля 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "6" мая 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" - <_.>,
комитета государственного заказа Тамбовской области - <_>,
управления здравоохранения Тамбовской области - <_.>,
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" - <_>,
общества с ограниченной ответственностью "МН Медикал" - <__>,
общества с ограниченной ответственностью "МедЛайн" - <..>,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "МН Медикал" (далее - Заявитель, Общество) на действия ГБУЗ "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку ускорительного комплекса с максимальной энергией 5 - 10 МэВ (извещение N 0164200003022001069) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее Уполномоченный орган) опубликовал 15.04.2022 на сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона N 0164200003022001069 на поставку ускорительного комплекса с максимальной энергией 5 - 10 МэВ (далее - Аукцион).
Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта - 134 500 000 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 25.04.2022 в 07:00 часов.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона от 26.04.2022 на участие в аукционе 3 участника подали заявки. Заявки с номерами 1 и 2 были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Заявка с номером 3 отклонена в связи с непредставлением и несоответствием информации, содержащейся в заявке N 3 требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 6,5 %.
Заявитель, считая извещение о проведении Аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение жалобы назначено на 28.04.2022. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 29.04.2022.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе указывает, что под описание объекта закупки подходит единственный товар одного производителя Varian (США), а именно: система лучевой терапии Halcyon. Указанное в извещении о проведении Аукциона описание объекта закупки ограничивает возможность участия Заявителя в закупке с предложением к поставке аналогичного оборудования альтернативного производителя (Elekta), а именно: пункты 2.15.1.1, 2.15.2, 2.18.2, 2.19.4, 2.25.13 технического задания.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев приведенный довод Заявителя, признает его необоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе, к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений законодательства о контрактной системе, основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары удовлетворяющие, потребностям заказчика, а с другой стороны, не ограничивать количество участников закупки.
Извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В силу ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является - поставка ускорительного комплекса с максимальной энергией 5 - 10 МэВ, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Кроме того, также следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям извещения об электронном аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона содержит Требование к товару (описание объекта закупки) (далее - описание объекта закупки), согласно которому объектом закупки является система линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая. Наименование по КТРУ 32.50.50.190-00002756.
Описание объекта закупки содержит, в том числе следующее:
N |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
2.15.1.1 |
Тип гентри |
Закрытая конструкция туннельного типа |
2.15.2 |
Встроенный в ускоритель блок поглощения излучения |
Наличие |
2.18.2 |
Продольное движение, см |
Не менее 135 |
2.19.4 |
Система объемной визуализации |
Система получения КТ-изображений в коническом пучке (MVCBCT) или Система получения изображений мегавольтной КТ (MVCT) |
2.25.13 |
Лицензия оптимизации плана лучевой терапии на основе созданных планов по критериям оптимальной гистограммы "доза-объем" (ГДО) для мишени и критических структур |
Наличие |
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что требования к характеристикам приобретаемого оборудования сформулированы с учетом потребности Заказчика, исходя из специфики его деятельности и необходимости выполнения им соответствующей функции по оказанию специализированной помощи по онкологическому профилю. У Учреждения имеется высокая и не полностью реализованная потребность в радиотерапии. Для исправления данного положения выбран туннельный тип аппарата для дистанционной лучевой терапии. Пропускная способность линейного ускорителя туннельного типа в несколько раз выше по сравнению с гамма-терапевтическими аппаратами и ускорителями открытого типа. Встроенный в ускоритель блок поглощения излучения позволяет минимизировать требования к помещению, к биологической защите, минимизировать длительность монтажа и ввода в эксплуатацию, что важно по данной закупке ввиду того, что необходима реализация программы до конца 2022 года. Необходимо увеличить пропускную способность радиотерапевтического отделения на 800-900 пациентов. Более высокопроизводственный аппарат туннельного типа (типа Хальцион) позволит осуществлять лечение до 800-900 пациентов в год при ежедневной нагрузке 60-70 пациентов, что полностью закроет потребность в радиотерапевтическом лечение больных злокачественными новообразованиями.
Заявителем в материалы дела представлено письмо ГБУЗ "Городская клиническая больница имени Д.Д. Плетнева Департамента здравоохранения города Москвы" (исх. от 29.04.2022 N 01-16/3028, вх. от 29.04.2022 N 2745). В данном письме Учреждение сообщает, что в радиотерапевтичеcком отделении больницы в августе 2021 года установлена система радиотерапевтическая роботизированная Elekta Infinity. В рутинном режиме работы на данном аппарате получают лучевую терапию порядка 40-50 пациентов в шестичасовую смену по методикам IMRT и VMAT с визуальным контролем CBCT.
Представитель ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" на рассмотрении дела пояснил, что линейный ускоритель туннельного типа с характеристиками, установленными Заказчиком в описании объекта закупки, является более быстродействующим по сравнению с ускорителями открытого типа, в частности Elekta.
На участие в электронном аукционе поступило 3 заявки, предложивших к поставке линейный ускоритель Halcyon Varian, при этом оборудование имеет разные страны происхождения: Российская Федерация (заявка N 1); Китайская Народная Республика (заявка N 2); Соединенное Королевство Великобритании (заявка N 3). Две заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 6,5 %, экономия 8 742 500 руб.
Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу, что извещение о проведении электронного аукциона разработано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из потребностей Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод Заявителя необоснованным.
2. Заявитель в жалобе указывает, что формулировки ответа Заказчика на запрос Заявителя о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе и не позволяют участнику закупки определить потребность Заказчика, а также сформировать ценовое предложение в части поставки необходимого количества расходных материалов и запасных частей, поскольку участнику закупки необходимо понимать их тип, наименование и количество.
По данному доводу Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее.
Описание объекта закупки содержит, в том числе следующее:
Nп/п |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
2.15.8 |
Комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) |
Наличие |
2.15.18 |
Расходные материалы |
Наличие |
Согласно требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заявитель сообщил, что 20.04.2022 направил запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, в котором уточнял следующее:
"3. Пункт N 2.15.18 технического задания предполагает наличие "расходных материалов". Просим уточнить какие расходные материалы необходимы заказчику в рамках поставки ускорительного комплекса и в каком количестве?
5. В пункте 2.15.8 установлено требование о наличии "комплекта запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП)". Просим конкретизировать установленное требование и пояснить, что по мнению заказчика должен включать в себя комплект запасных частей? Какие запчасти, инструменты, принадлежности и в каком количестве должны быть включены Поставщиком в комплект ЗИП, поставляемый вместе с ускорительным комплексом?".
22.04.2022 Заказчиком было размещено в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, содержащие следующее:
"3. Расходные материалы необходимы для работы линейного ускорителя, количество определить невозможно, так как Заказчик на момент публикации извещения не знает, какой именно товар будет ему поставлен и какие расходные материалы понадобится для использования. Поставщик должен обеспечить наличие в зависимости от предлагаемого товара.
5. Необходимый к поставке комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) для эксплуатации линейного ускорителя, количество определить невозможно, так как Заказчик на момент публикации извещения не знает, какой именно товар будет ему поставлен и какой комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) в дальнейшем может понадобиться. Поставщик должен обеспечить наличие в зависимости от предлагаемого товара".
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что приведённые в пунктах 2.15.8 и 2.15.18 описания объекта закупки характеристики входят в стандартный комплект поставки на системы лучевой терапии разных модификаций от разных производителей и указание требований к таким параметрам является общей практикой при производстве закупок ускорительных комплексов на территории Российской Федерации. Производитель конкретного комплекса оборудования самостоятельно определяет состав как комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП), так и расходные материалы, подлежащие к поставке в составе таких комплексов. Содержание и состав комплекта запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП), а также расходных материалов не были конкретизированы и в коммерческих предложениях, полученных Заказчиком при формировании НМЦК. Заказчик при описании объекта закупки конкретизировал требования к указанным параметрам в той степени, которая отвечала интересам Заказчика. Определение соответствия заявки участника закупки требованиям извещения, а также приёмка поставляемого товара осуществляется исходя из предъявленных требований к данному критерию - по наличию таких комплектов и расходных материалов, поставленных производителем вне зависимости от их состава.
В соответствии с изложенным, Комиссия Тамбовского УФАС России не находит в данных действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МН Медикал" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатели комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 6 мая 2022 г. N 068/06/33-245/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022