Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Савичева К. А., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С,, с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Оптовая текстильная компания" (далее также - ООО "ОТК"), представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
заказчик, Правительство Ярославской области (далее также - заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Воробьева М. А.,
уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Роговой Н. А. посредством видеоконференцсвязи,
оператор, акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ОТК" на действия заказчика, Правительства Ярославской области, и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку подарочных комплектов детских принадлежностей в подарочной упаковке для предоставления семьям с новорожденными детьми (извещение N 0171200001922000874) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ОТК" на действия заказчика, Правительства Ярославской области, и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку подарочных комплектов детских принадлежностей в подарочной упаковке для предоставления семьям с новорожденными детьми (извещение N 0171200001922000874) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении рассматриваемой закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1) описание закупаемого товара по позиции 15 таблицы (рамка для фото) содержит характеристики, соответствие которых можно установить только в лабораторных условиях. Учитывая, что законодательство о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь товар в наличии на момент проведения торгов, данное требование ограничивает число потенциальных участников закупки;
2) описание закупаемого товара по позиции 12 таблицы (ложемент для купания) не в достаточной степени детализировано, в связи с чем не позволяет определить, какой именно товар требуется заказчику.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав устные пояснения представителей заказчика и уполномоченного органа, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 19.04.2022 размещено извещение N 0171200001922000874 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку подарочных комплектов детских принадлежностей в подарочной упаковке для предоставления семьям с новорожденными детьми.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 29 900 000,00 рублей.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Рассмотрев первый довод жалобы заявителя, Комиссия Ярославского УФА России приходит к выводу о его обоснованности в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" (далее - Письмо) предусмотрено, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанное положение Письма поддержано позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в своем решении от 09.02.2017 г. N АКПИ16-1287: требования заказчика от участника закупки "подробно описать в заявке различные показатели, значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 приведенного закона".
В описании объекта закупки, являющемся составной частью извещения об осуществлении закупки, заказчиком и уполномоченным органом применительно к закупаемому товару по позиции 15 таблицы (рамка для фото) установлены следующие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара:
15 |
Рамка для фото |
Размер, мм (В х Ш) |
185 х 130 |
Материал |
Суспензионный ПВХ |
||
Толщина материала задней стороны, мм |
4 |
||
Толщина материала лицевой стороны, мм |
2 |
||
Материал и его описание |
Суспензионный ПВХ 4 мм для задней стороны, Суспензионный ПВХ 2 мм для лицевой стороны. Полиэтилентерефталат 1 мм для внутренней прослойки между материалами. |
||
Дополнительные требования |
Все элементы корпуса изделия собраны на двустороннюю прозрачную клеящую ленту. |
||
Требования к клеящей ленте |
Материал основы - полипропилен. Клеящий слой на акриловой основе, безсольвентный. Температурный режим эксплуатации от -40°С до +190°С. Толщина основы не менее 200 мкм. |
||
Фрезеровка |
Наличие |
||
Способ запечатывания |
Прямая печать ультрафиолетовыми чернилами |
||
Упаковка |
Полиэтиленовый пакет на липкой ленте. Размер пакета соответствует размеру готового изделия. |
||
Способ нанесения изображения на изделие |
Прямая ультрафиолетовая печать |
||
Разрешение печати, dpi |
1440 |
Изучив вышеприведенное описание закупаемого товара по позиции 15 таблицы - рамки для фото, Комиссия установила, что такое описание содержит ряд требований (характеристик), которые в нарушение норм законодательства о контрактной системе влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Так, соответствие поставленного товара установленным заказчиком требованиям в части значения показателя, указанного применительно к клеящей ленте, - "Температурный режим эксплуатации от -40°С до +190°С", может быть установлено только при испытании определенной партии товара после его производства. При этом, поскольку законодательство о контрактной системе не возлагает на участника закупки обязанность иметь в наличии предлагаемый к поставке товар на момент подачи таким участником заявки на участие в закупке, данное требование фактически направлено на создание неравных условий для участников закупки.
Значение показателя "Способ нанесения изображения на изделие" - "Прямая ультрафиолетовая печать" содержит указание на технологию производства, в силу чего также не соответствует установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ правилам описания объекта закупки в интерпретации, данной им ФАС России и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, заказчик и уполномоченный орган, установив в описании объекта закупки требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, допустили тем самым нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении второго довода заявителя Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности, специфики самого товара и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
В описании объекта закупки, являющемся составной частью извещения об осуществлении закупки, заказчиком и уполномоченным органом применительно к закупаемому товару по позиции 12 таблицы (ложемент для купания) установлены следующие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара:
12 |
Ложемент для купания |
Расцветка |
Без ярко выраженных признаков пола: светлые, пастельные тона, молочные, белые (не допустимы розовые, голубые тона). |
Материал |
- Поролон - эластичная мелкоячеистая полиуретановая пена, на 90% состоящая из воздуха. - Изделие эластичное и мягкое - после сжатия форма изделия сразу восстанавливается. - Полностью гипоаллергенный материал. |
||
Размер, см (В х Ш) |
53 х 31 |
||
Толщина изделия, см |
20 |
||
Дополнительные требования |
Наличие анатомической выемки изделия. В районе места, предназначенного под голову малыша, толщина поролона 30 см |
Изучив вышеприведенное описание закупаемого товара по позиции 12 таблицы - ложемент для купания, Комиссия установила, что такое описание содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям (материал, размер, толщина, расцветка и др.). Отсутствие в описании объекта закупки изображения закупаемого товара не свидетельствует о ненадлежащем описании такого товара, поскольку в рассматриваемом случае описание объекта закупки не содержит требования о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт (пункт 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Законодательство о контрактной системе не содержит требований к степени детализации заказчиком описания объекта закупки. Следовательно, заказчик вправе определить эту степень по своему усмотрению, не допуская при этом ограничения конкуренции (не нарушая законодательство о защите конкуренции).
Учитывая изложенное, Ярославское УФАС России не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа при описании последними товара, закупаемого по позиции 12 таблицы - ложемента для купания, нарушений законодательства о закупках. Довод заявителя об обратном признается Комиссией Ярославского УФАС России несостоятельным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России установлены следующие нарушения со стороны заказчика и уполномоченного органа при проведении рассматриваемой закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем для того, чтобы установленные заказчиком характеристики (показатели) могли отвечать вышеприведенному требованию законодательства о контрактной системе, такие характеристики (показатели) должны исключать их неоднозначное толкование аукционной комиссией заказчика (на стадии рассмотрения заявок), заказчиком (в ходе приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг), с одной стороны, и участниками закупки - с другой. В противном случае наличие в документации о закупке субъективных характеристик может привести к необоснованному отклонению заявок участников закупки либо необоснованному отказу заказчика от приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.
В описании объекта закупки, содержащемся в извещении об осуществлении закупки, заказчик и уполномоченный орган при описании закупаемых им товаров используют в числе прочего следующие характеристики (показатели):
- применительно к товару по позиции 6 таблицы (сет из двух слюнявчиков) - "Наличие липучки, не царапающей кожу", "Неглубокая горловина".
- применительно к товару по позиции 7 таблицы (многоразовая непромокаемая пеленка для пеленального столика или коляски) - "_ остается абсолютно водонепроницаемой".
Приведенные характеристики являются субъективными, позволяющими трактовать спорные условия в зависимости от индивидуальных предпочтений (так, например, характеристики "не царапающей", "неглубокая" зависят от антропометрических показателей конкретного ребенка), что, в свою очередь, не позволяет определить соответствие предлагаемых к поставке товаров установленным заказчиком требованиям как на стадии рассмотрения заявок, так и в ходе исполнения контракта.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган, включив в описание объекта закупки субъективные характеристики, не позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям, допустили нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Данные действия заказчика и уполномоченного органа образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовая текстильная компания" (ИНН 7719431739, ОГРН 5157746098362) на действия заказчика, Правительства Ярославской области (ИНН 7604003720, ОГРН 1027600684308), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку подарочных комплектов детских принадлежностей в подарочной упаковке для предоставления семьям с новорожденными детьми (извещение N 0171200001922000874) обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика, Правительство Ярославской области (ИНН 7604003720, ОГРН 1027600684308), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими часть 2 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку подарочных комплектов детских принадлежностей в подарочной упаковке для предоставления семьям с новорожденными детьми (извещение N 0171200001922000874) признать заказчика, Правительство Ярославской области (ИНН 7604003720, ОГРН 1027600684308), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, Правительству Ярославской области (ИНН 7604003720, ОГРН 1027600684308), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Т. В. Потемкина
Члены Комиссии: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 6 мая 2022 г. N 076/06/106-357/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022