рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и город" (далее - Заявитель) на действия администрации Туапсинского района при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Подготовка изменений в генеральные планы Вельяминовского, Георгиевского, Шаумянского, Шепсинского, Небугского, Тенгинского, Октябрьского сельских поселений, Новомихайловского, Джубгского городских поселений Туапсинского района" (извещение N 0818500000822002030) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что требование о наличии у участника лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности в части создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов необоснованны и противоречат действующему законодательству.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.04.2022 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Подготовка изменений в генеральные планы Вельяминовского, Георгиевского, Шаумянского, Шепсинского, Небугского, Тенгинского, Октябрьского сельских поселений, Новомихайловского, Джубгского городских поселений Туапсинского района" (извещение N 0818500000822002030). Заказчик - администрация МО Туапсинский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 680 406,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение открытого конкурса в электронной форме содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование НМЦК.xls", "Проект контракта.zip", "Описание объекта закупки.zip", "Требования к заявке на участие в конкурсе, инструкция.docx", "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.docx".
Согласно Извещению объектом закупки является "Подготовка изменений в генеральные планы Вельяминовского, Георгиевского, Шаумянского, Шепсинского, Небугского, Тенгинского, Октябрьского сельских поселений, Новомихайловского, Джубгского городских поселений Туапсинского района". Результатом работ является генеральный план, выполненный и оформленный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Содержание и состав проекта - в соответствии со статьей 23 ГрК РФ.
Согласно статье 1 ГрК РФ градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
Территориальное планирование направлено, в том числе на определение в генеральном плане (документе территориального планирования) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (глава 3 ГрК РФ).
Частью 5 статьи 18 ГрК РФ и частью 2 статьи 23 ГрК РФ устанавливается возможность при подготовке генерального плана установления или изменения границ населенных пунктов.
Частью 5.1 статьи 23 ГрК РФ предусматривается, что "Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости." "Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости."
Приложением N 3 приказа Министерства экономического развития РФ
от 23 ноября 2018 г. N 650 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2019 г.) "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 23 ноября 2018 N 650) предусматривается, в том числе, что "2. Электронные документы, содержащие сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, направляемые в орган регистрации прав, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль за содержащимися в них данными".
В соответствии с п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Извещении и п. 2.2 "Требований к содержанию, составу заявки" документации закупки установлено обязательное требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности (далее - лицензия ГиК)
При этом указано, что лицензия должна быть выдана на следующие виды работ:
- создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов;
- установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории;
- действующая лицензия ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с местом осуществления деятельности на территории собственного режимно-секретного подразделения со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "секретно".
В соответствии с п. 42) ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию. Перечень работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащую лицензированию (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1126 (далее - Постановление N 1126), в частности пункт 2:
- создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов (пункт 2 Перечня);
- установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории (пункт 8 Перечня в действующей редакции).
На государственных топографических картах и государственных топографических планах отображаются Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, наименования географических объектов, земли, на которых располагаются леса, береговые линии (границы водных объектов), рельеф сухопутной части территории Российской Федерации, иная информация.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждением или изменением ГП поселения могут быть изменены границы населенных пунктов поселения.
На картах, входящих в состав документов территориального планирования, отображаются (наносятся) границы муниципальных образований, субъектов Российской Федерации.
Границы муниципального образования, субъекта Российской Федерации устанавливаются в ином порядке - в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Указанными законами утверждается и картографическое описание границ. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации в силу части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Так в соответствии со статьей 8 Закона Краснодарсского края от 07 июня 2004 г. N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" изменение границ муниципального образования осуществляется законом Краснодарского края.
Документы территориального планирования, согласно части 4 статьи 18 ГрК РФ, могут служить основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В пункте 7 приложений 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9 к Описанию объекта закупки размещенных в составе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, указано: "подготовка обязательного приложения к генеральному плану со сведениями о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости".
В п. 11 Технического задания Заказчиком установлены требования к составу работ по муниципальному контракту, где результатом работ являются:
Этап 1. Сбор исходных данных и анализ современного использования территории.
Результаты работ:
- отчет о сборе исходной информации;
- анализ современного использования территории в текстовой форме и в виде карт, содержащий сводную информацию о состоянии территории и об установленных ограничениях ее использования;
- обобщенная информационная база об объектах градостроительной деятельности поселения в том числе о существующих и планируемых объектах инженерной инфраструктуры (газо-, тепло- , водоснабжение, водоотведение, связь), выполненная на основе векторных геоданных территории, предоставляется в электронном виде в формате GDB, mif, mid, (файловая база геоданных ArcGIS) в системе координат, принятой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в растровом виде в формате JPEG/JPG/PDF;
- разработка концепции пространственного развития Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района и согласование её с Заказчиком.
- отчет о научно-исследовательской работе, "Концепция пространственного развития Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района".
Этап 2. Подготовка проекта изменений в генеральный план.
Результаты работ:
- проект изменений в генеральный план Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района в текстовой форме и в виде карт.
- обязательное приложение к генеральному плану:
- сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН);
- сведения о земельных участках, имеющих пресечения с землями лесного фонда и права правообладателей на которые возникли до 1 января 2016 г., с указанием площади пересечения, кадастровых номеров, кварталов, выделов, участковых лесничеств, лесничеств, целевого назначения лесов и категории защитных лесов;
- документы (карты), содержащие сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения.
- проект изменений в материалы по обоснованию генерального плана Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района в текстовой форме и в виде карт.
- согласование изменений в генеральный план с Заказчиком
- выпуск проекта изменений в генеральный план Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района на бумажном носителе и в электронном виде в векторном формате и формате pdf..
Представители уполномоченного учреждения, Заказчика довод Заявителя, о неправомерном установлении в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, требования о наличии у участников закупки лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с местом осуществления деятельности на территории собственного режимно-секретного подразделения со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "секретно", считают необоснованным. В пояснениях указано.
Из содержания преамбулы Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) следует, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
В статье 2 Закона о государственной тайне дано определение понятию государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона о государственной тайне, для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Статья 10 Закона о государственной тайне гласит, что должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона о государственной тайне, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (далее - Указ Президента N 1203) утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (далее - Перечень).
В пункте 42.1 Перечня установлено: "сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих".
В соответствии с пунктом 6 Примечаний к Перечню при перечислении сведений через запятую или союз "или" к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности.
Из вышеуказанного следует, что к государственной тайне в соответствии с Указом Президента N 1203 отнесены:
- сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек;
- сведения, раскрывающие схемы железнодорожных узлов;
- расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Из содержания пункта 7 постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" следует, что при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, а также сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне, допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" утверждено положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (прилагается) (далее - Положение о лицензировании).
Пункт 1 Положения о лицензировании гласит, что настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
В пункте 2 Положения о лицензировании указано, что органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).
В пункте 7 приложений 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9 к Описанию объекта закупки размещенных в составе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме указаны цели и задачи работ, в том числе, синхронизация генерального плана со схемами газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, а также инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций (пункт 76 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 17.05.2016 года NПр-1138ГС).
В пункте 11 приложений 1.1,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9 к Описанию объекта закупки содержатся требования к составу работ по муниципальному контракту, результат которых должен содержать обобщенную информационную базу об объектах градостроительной деятельности поселения в том числе о существующих и планируемых объектах инженерной инфраструктуры (газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение, связь), выполненная на основе векторных геоданных территории, предоставляется в электронном виде в формате GDB, mif, mid, (файловая база геоданных ArcGIS) в системе координат, принятой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в растровом виде в формате JPEG/JPG/PDF.
В связи с вышеизложенным актуализация схем водоснабжения и водоотведения, которая проводится с использованием сведений о головном сооружении водопровода и водовода, схемах водоснабжения и водоотведения, графических материалов генеральных планов поселений, подлежащих засекречиванию, должно производится с соблюдением требований о сохранении государственной тайны.
Таким образом, Заказчиком правомерно установлены требования к участникам в соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822002030).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 апреля 2022 г. N 278/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022