Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганское УФАС России) в составе: Заместитель Председателя комиссии - А.В. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Члены комиссии: И.М. Стрижова - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, М.Ю. Пигалева - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; в присутствии представителя Заказчика - Администрации Целинного муниципального округа Курганской области (далее - Заказчик) - Балабаевой Н.А. (доверенность б/н от 29.04.2022 г.) посредством видео-конференц-связи,
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-45" (далее - ООО "Строймаркет-45", Заявитель, Подрядчик) - о времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения обращения в единой информационной системе (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя не представил,
в присутствии представителя Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" - Гаева Е.Е. (доверенность N 6 от 01.10.2021 г.) посредством видео-конференц-связи,
рассмотрев обращение, поступившее от ООО "Строймаркет-45" о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях Администрации Целинного муниципального округа Курганской области (ИНН 4524097710, КПП 452401001, ОГРН 1214500005301, адрес: 641150, Курганская область, c. Целинное, ул. Советская, 66) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МКОУ "Кислянская средняя общеобразовательная школа" (извещение N 0843500000222000524), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), во исполнение Приказа Курганского УФАС России от 27.04.2022 г. N 41,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Курганского УФАС России поступило обращение ООО "Строймаркет-45" (вх. N 1565 от 13.04.2022 г.), содержащее информацию о нарушении Администрацией Целинного муниципального округа Курганской области законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МКОУ "Кислянская средняя общеобразовательная школа" (извещение N 0843500000222000524).
В обращении ООО "Строймаркет-45" указано следующее.
Из содержания обращения ООО "Строймаркет-45" следует, что между Администрацией Целинного муниципального округа Курганской области и ООО Торговый Дом "Промснабжение" заключен Муниципальный Контракт N 0843500000222000524 от 30.03.2022 г. на капитальный ремонт здания МКОУ "Кислянская средняя общеобразовательная школа" (извещение N 0843500000222000524) (далее - Контракт). Сумма контракта составила 36 432 157 рубле 41 копеек.
Кроме того, 28.03.2022 г. Заказчиком заключен Контракт N 0843500000222000514 с победителем закупки N 0843500000222000514 Обществом с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Промснабжение" на капитальный ремонт здания МКОУ "Половинская средняя общеобразовательная школа", сумма контракта составила 28 489 284.13 руб.
Сумма заключенных контрактов Заказчика с победителем Обществом с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Промснабжение" составляет 64 921 441 рублей 54 копеек, что не соответствует уровню ответственности данного подрядчика согласно данных в государственном реестре СРО.
Общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Промснабжение" ИНН 7448169193, СРО-С-198-12022010. Размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности): не превышает шестьдесят миллионов рублей (Первый уровень ответственности). Данные по состоянию на 01 апреля 2022 г.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит отменить результат закупки, остановить процедуру исполнения контракта, дать правовую оценку действиям (бездействию) должностных лиц Администрации Целинного муниципального округа Курганской области, допустивших нарушение.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в результате осуществления внеплановой проверки Комиссия Курганского УФАС России установила следующее.
Проверка начата "27" апреля 2022 года, окончена "04" марта 2022 года.
Во исполнение запроса Курганского УФАС России, Администрацией Целинного муниципального округа Курганской области в материалы проверки представлены копии следующих документов:
- извещение о проведении аукциона со всеми приложениями и разъяснениями (в последней редакции), в том числе сведения о должностном лице заказчика, ответственном за подготовку извещения о закупке, с приложением подтверждающих документов; - заявки участников электронного аукциона; - протоколы, составленные в ходе осуществления закупки, (подписанные должностными лицами (членами комиссии); - письменные пояснения, относительно обстоятельств данного дела (при наличии).
Уполномоченным учреждением в материалы проверки представлены копии следующих документов:
- письменные пояснения, относительно обстоятельств данного дела (при наличии).
По обстоятельствам дела Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.
28.02.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МКОУ "Кислянская средняя общеобразовательная школа" (извещение N 0843500000222000524).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 38 148 855 рублей 93 копеек.
Заказчиком является Администрация Целинного муниципального округа Курганской области.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0843500000222000524 от 17.03.2022 г., размещенного в ЕИС, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе только одна заявка соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
На основании части 5 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ.
30.03.2022 г. между Администрацией Целинного муниципального округа Курганской области и ООО Торговый Дом "Промснабжение" заключен Муниципальный Контракт N 0843500000222000524 на капитальный ремонт здания МКОУ "Кислянская средняя общеобразовательная школа" (извещение N 0843500000222000524) (далее - Контракт). Сумма контракта составила 36 432 157 рубле 41 копеек.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ, член саморегулируемой организации ежегодно обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член саморегулируемой организации вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.
Согласно части 5 статьи 55.8 ГрК РФ, член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
В соответствии с ГрК РФ, функции по осуществлению контроля за совокупным размером обязательств участника по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, в части превышения уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств осуществляются саморегулируемой организацией, членом которой является участник закупки.
Кроме того, в СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам несет сам участник.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок не осуществляет функцию по контролю за совокупным размером обязательств участника по договорам.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии, что в составе заявки ООО Торговый Дом "Промснабжение" была представлена выписка из реестра членов СРО, согласно которой, уровень ответственности общества, как члена СРО не превышает 60 мил. руб. В проводимом аукционе ООО Торговый Дом "Промснабжение" предложило цену контракта в размере 36 432 157 рублей 41 копеек.
Комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным в извещение об осуществлении закупки, а также электронных документах, размещенных в составе данного извещения.
В составе заявки ООО Торговый Дом "Промснабжение" представлена выписка из реестра членов СРО, согласно которой, общество вправе заключать договоры строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельный размер обязательств по которым не превышает 60 млн. руб.
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта проводимой закупки составила - 38 148 855 рублей 93 копеек.
У комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки отсутствовали доказательства представления участником закупки недостоверных сведений.
В соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Таким образом, из системного толкования статей 55.8, 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Согласно действующему законодательству единственным субъектом, имеющим обязанность по подтверждению сведений о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, является сам подрядчик. При указанных обстоятельствах участник электронного аукциона самостоятельно определяет возможность участия в определенной закупке согласно соответствующему уровню ответственности по обязательствам, определенным в реестре членов саморегулируемой организации.
Данные правоотношения возникают в силу части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации только между саморегулируемой организацией и его членами. Порядок уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной саморегулируемой организации о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров утвержден приказом Минстроя России от 10.04.2017 N 700/пр.
Кроме того, согласно части 5 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Следовательно, в соответствии с ГрК РФ, функции по осуществлению контроля за совокупным размером обязательств участника по всем договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, в части превышения уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств должны осуществляться саморегулируемой организацией, членом которой является участник закупки, а не аукционной комиссией уполномоченного органа.
С учетом изложенного, принятие решения о соответствии заявки участника по размеру компенсационного фонда принимается на основе ценового предложения участника и размера обязательств для конкретной закупки, в которой принимает участие участник закупки.
Таким образом, изучив положения извещения об осуществлении закупки, электронные документы, размещенные в составе данного извещения, а также заявку ООО Торговый Дом "Промснабжение" на участие в электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что комиссия по осуществлению закупок, рассматривая заявки на соответствие установленным требованиям, правомерно приняла решение о признании заявки победителя соответствующей требованиям.
В силу части 6 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
Часть 8 статьи 55.13 ГрК РФ предусматривает, что если по результатам проверки, указанной в части 6 настоящей статьи, саморегулируемой организацией установлено, что по состоянию на начало следующего за отчетным года фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого этим членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, саморегулируемая организация в трехдневный срок после завершения проверки направляет ему предупреждение о превышении установленного в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требование о необходимости увеличения размера взноса, внесенного таким членом в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена саморегулируемой организации, соответствующего фактическому совокупному размеру обязательств такого члена.
Таким образом, полномочия по контролю за не превышением совокупного размера обязательств, по всем заключенным договорам (контрактам) членом саморегулируемой организацией, возлагаются на такую саморегулируемую организацию.
Вместе с тем, Заявитель в своем обращении не указал нормативного обоснования действий, нарушенных комиссией по осуществлению закупок.
На основании всего вышеизложенного, изучив все представленные документы, а также сведения (информацию), размещенные на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд - www.zakupki.gov.ru, руководствуясь подпунктом "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
В результате проведения внеплановой камеральной проверки в действиях Заказчика - Администрации Целинного муниципального округа Курганской области нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель Председателя комиссии |
_________________/ А. В. Иванова |
Члены комиссии: |
|
|
_________________/ М.Ю. Пигалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 4 мая 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022