На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 35 от 25.04.2022 года, поручения ФАС России от 13.06.2019 г. N МЕ/49839-ПР/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
... - временно исполняющей обязанности начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействий) заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении открытого конкурса в электронной форме в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на выполнение работ по проектированию, капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт ул. Октябрьская в с. Хатассы" (изв. N 0116300000122000067).
1. Полное наименование проверяемой организации: Муниципальное казенное учреждение "Главстрой" городского округа "Город Якутск" (далее также - МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск", заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Октябрьская, дом 20/1, офис 107;
Почтовый адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Октябрьская, дом 20/1, офис 107;
ОГРН 1021401064080;
ИНН 1435112833;
КПП 143501001.
2. Полное наименование проверяемой организации: Окружная администрация города Якутска (далее - Окружная администрация г. Якутска, уполномоченный орган),
Юридический адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, дом 15;
Почтовый адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, дом 15;
ОГРН 1031402045124;
ИНН 1435133907;
КПП 143501001.
Проверка начата 20.04.2022 года, окончена 29.04.2022 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск", уполномоченным органом Окружная администрация г. Якутска при проведении открытого конкурса в электронной форме в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на выполнение работ по проектированию, капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт ул. Октябрьская в с. Хатассы" (изв. N 0116300000122000067) законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании поручения ФАС России от 13.06.2019 г. N МЕ/49839-ПР/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов.
Комиссия, изучив представленные к проверке материалы, установила следующее.
17.02.2021 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на выполнение работ по проектированию, капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт ул. Октябрьская в с. Хатассы" (изв. N 0116300000122000067).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 48 563 996,35 рублей.
По окончании срока подачи заявок подана единственная заявка на участие в электронном аукционе, которая признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе. На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
Муниципальный контракт N КР-08/2022 с АО "РИК-АВТОДОР" заключен заказчиком 21.03.2022 года и находится на стадии "Исполнение".
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующему.
1. В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604), которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта); линейный объект, за исключением автомобильной дороги; автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона; контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Таким образом, заказчик определяет критерии оценки заявок в соответствии с Положением с учетом соблюдения условия о том, что такие критерии не приведут к ограничению числа участников закупки.
Согласно Конкурсной документации, а именно по Критерию оценки "Квалификация участников закупки" установлено следующее:
"Стоимость каждого из ранее исполненного договора (договоров) должна составлять не менее 40 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс. В случае если стоимость выполненных работ в соответствии с актами приемки выполненных работ составляет менее 40% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу, данный договор не принимается к рассмотрению и не учитывается при подсчете баллов. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки договору, а не к совокупности представленных исполненных договоров".
Комиссия Якутского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, не допускается установление порядка оценки, приводящего к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки.
При этом о наличии лучших условий исполнения контракта, заключаемого по результатам соответствующей закупки, свидетельствует квалификация участника, то есть опыт конкретного юридического лица на соответствующем рынке, его поведение в сфере общественно-экономического оборота, длительность осуществления хозяйственной деятельности.
В соответствии с правовой позицией изложенной в письме ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21: "ФАС России обращает внимание, что положения пункта 27(2) Правил, в отличие от положений пункта 27 Правил, не допускают возможность предъявления требований к предоставляемым участниками документам, обусловленных "успешным выполнением работ", "сопоставимым объемом и характером", поскольку в отношении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) действуют специальные правила выбора наилучших условий исполнения контракта.
Так, например, при установлении в документации показателя "Общая стоимость исполненных контрактов" Критерия оценки заказчик не вправе устанавливать требования, в соответствии с которыми к оценке принимаются контракты (договоры) стоимостью не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится закупка.
Таким образом, установление в документации о закупке требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, не соответствует положениям пункта 27(2) Правил.
ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок."
Из вышеизложенного Комиссия Якутского УФАС России делает вывод о том, что установление в документации о закупке требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, является ненадлежащим и не соответствует также положениям Постановления N 2604.
С учетом установленных заказчиком положений в отношении спорного критерия, а также с учетом вышеуказанных норм законодательства, Комиссия приходит к выводу о нарушении в данной части Заказчиком положений части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства от 2 августа 2019 г. N 1011 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042" в Постановление Правительства Российской Федерации N 1042 от 30.08.2017 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Правила) внесены изменения в части регламентирования расчетов штрафов и пеней.
Пунктом 2 Правил установлено следующее:
Размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Согласно пункту 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Пунктами 3.8.1-3.8.3 проекта контракта установлено следующее:
"3.8.1 Заказчик перечисляет авансовый платеж в размере: ___________________ (________________________________) рублей _________ коп., в том числе НДС 20 % - ____________________ (____________________) руб. _______ коп. что составляет: 15 (пятнадцать) процентов от стоимости 1 этапа выполнения работ по контракту;
Заказчик перечисляет авансовый платеж в размере: ___________________ (________________________________) рублей _________ коп., в том числе НДС 20 % - ____________________ (____________________) руб. _______ коп. что составляет: 15 (пятнадцать) процентов от стоимости 2 этапа выполнения работ по контракту;
3.8.2. Оплата авансового платежа за выполнение 1 этапа, предусмотренного по Контракту осуществляется в течение 60 календарных дней со дня заключения Контракта, на основании выставленного Подрядчиком счета.
3.8.3. Оплата авансового платежа за выполнение 2 этапа, предусмотренного по Контракту осуществляется в течение 60 календарных дней с момента начала действия 2 этапа, на основании выставленного Подрядчиком счета."
Пунктами 4.1-4.2 проекта контракта предусмотрено следующее:
1.1. "Оплата выполненных Подрядчиком работ предусмотренных 1 этапом, в соответствии с условиями настоящего Контракта, осуществляется за отчетный период, в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту, в сроки и в размерах, которые установлены графиком финансирования выполненных работ (приложение N4 к Контракту), с учетом графика выполнения работ (приложение N1 к Контракту), но не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке согласно п. 10.1-10.12 Контракта и выставления счета Заказчику на оплату работ в соответствии с условиями Контракта.
1.2. Оплата выполненных Подрядчиком работ предусмотренных 2 этапом, в соответствии с условиями настоящего Контракта, осуществляется за отчетный период, в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту, в сроки и в размерах, которые установлены графиком финансирования выполненных работ (приложение N4 к Контракту), с учетом графика выполнения работ (приложение N1 к Контракту), но не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке согласно п. 11.2-11.9 Контракта и выставления счета Заказчику на оплату работ в соответствии с условиями Контракта.".
Пунктом 5.1 проекта контракта установлено следующее:
"1 этап: проведение лабораторных испытаний, инженерных изысканий, разработка проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства:
1) проведение лабораторных испытаний, инженерных изысканий - в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем заключения муниципального контракта;
2) разработка проектно-сметной документации - в течение 40 календарных дней с момента завершения 1 подэтапа;
3) прохождение проверки сметной стоимости - в течение 30 рабочих дней с момента завершения 2 подэтапа.
2 этап: проведение строительно-монтажных работ - с момента заключения муниципального контракта до 30 ноября 2022 г.".
Таким образом, выполнение работ по контракту подразумевает этапы.
Между тем, пунктом 17.7 проекта контракта заказчик установил следующий порядок расчета штрафа:
"17.1. Штраф начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей."
Таким образом, установив ненадлежащим образом порядок расчёта штрафа, заказчик признается нарушившим часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
р е ш и л а:
1. Признать заказчика муниципальное казенное учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск" при проведении открытого конкурса в электронной форме в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на выполнение работ по проектированию, капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт ул. Октябрьская в с. Хатассы" (изв. N 0116300000122000067) нарушившим часть 8 статьи 32, часть 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска нарушений при проведении открытого конкурса в электронной форме в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на выполнение работ по проектированию, капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт ул. Октябрьская в с. Хатассы" (изв. N 0116300000122000067) не выявлено.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 апреля 2022 г. N 014/06/99-510/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022