Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2022 г.
Изготовлено в полном объеме 04.05.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
при участии в деле посредством видео-конференц-связи:
представителей Заказчика - Министерства здравоохранения Республики Калмыкия - Дорджиева В.Б. (доверенность N ОК-2 от 18.04.2022 г.), Батаева Б.В. (доверенность N ОК-3 от 18.04.2022 г.);
представителя Уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия - Очирова В.Г. (Указ Главы РК от 01.06.2021 г. N 93);
в отсутствии заявителя - индивидуального предпринимателя Левовой С.Д.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Левовой С.Д.,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 25.04.2022 г. поступила жалоба от индивидуального предпринимателя Левовой С.Д, (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Республики Калмыкия (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы за счет средств 2022 года, реестровый номер извещения N 0105500000222000532. Уполномоченный орган - Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия.
В соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба была принята.
Уведомлением N 08/702 от 26.04.2022 г. рассмотрение жалобы индивидуального предпринимателя Левовой С.Д. назначено на 28 апреля 2022 года в 11 часов 00 минут, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования Закона о контрактной системе в размещенной аукционной документации электронного аукциона (извещение о закупке N 0105500000222000532). Доводы жалобы:
1. Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в извещении о проведении Аукциона установлен неверный код КТРУ - 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы". На основании анализа установленных Заказчиком характеристик товара Заявитель полагает, что требованиям извещения о проведении Аукциона соответствует система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, которая имеет код КТРУ - 26.60.12.132-00000033, который является действующим и обязательным к применению. По мнению Заявителя Заказчик указал в предмете закупки, что ему необходима Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы, а описал универсальную систему, намеренно пытаясь уйти от необходимости соблюдения данных правил описания объекта закупки. Подмена кода КТРУ, при использовании 878 ПП РФ, с целью уйти от обязательных характеристик, установленных КТРУ, не допустима и нарушают Закон о контрактной системе.
2. Заявитель считает необходимым осуществить проверку расчета начальной (максимальной) цены контракта. В обосновании НМЦК указано, что расчет производился на основе 3 коммерческих предложений. Схожая цена предложений различных поставщиков (прослеживается несущественная разница между предложениями) может свидетельствовать о том, что рассматривался к поставке только 1 аппарат в нарушение закона о конкуренции.
27.04.2022 г. представитель Заказчика направил объяснения по фактам, послужившим основанием для подачи жалобы, с доводами Заявителя не согласен, считает, что Заказчик действовал в рамках действующего законодательства.
Заявитель - индивидуальный предприниматель Левова С.Д. на рассмотрении не присутствовала, заявлений, ходатайств также не направляла.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Калмыцкого УФАС России, установила следующее.
14.04.2022 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105500000222000532, а также документация электронного аукциона по объекту: "Поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы за счет средств 2022 года". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 296 666,66 (шестнадцать миллионов двести девяносто шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей 66 копеек. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: в 08 часов 00 минут по московскому времени "25" апреля 2022 года. Дата подведения итогов определения поставщика: "26" апреля 2022 года.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.04.2022 N 0105500000222000532-1-1, на участие в аукционе поступили 2 заявки. Победителем признан участник с номером заявки N3, предложение о цене составило - 7 740 583,35, снижение цены составило - 52,5%. Участник закупки представил оборудование с регистрационным N РЗН 2017/6119 от 18.08.2017 г. "Система ультразвуковая цифровая цветовая доплеровская CHISON", страна производителя - Китай.
1. В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе приняты Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В соответствии с п. 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пп. "б" - "г", "е" - "з" п. 10 Правил указана следующая информация: наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, информация, содержащая описание товара, дата включения в каталог позиции, дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога, дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Согласно пп. "а" п. 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - Постановление N 878).
В извещении о проведении Аукциона установлено ограничение в соответствии с Постановлением N 878, объект закупки по Аукциону (система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы) имеет код КТРУ - 26.60.12.132 - 00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", который включен в общий код ОКПД2 (26.60.12.132) - "Аппараты ультразвукового сканирования".
В соответствии с п. 3 Постановления N 878, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Согласно Постановлению N 878, товары с кодом ОКПД2 - 26.60.12.132 включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, проанализировав код КТРУ, указанный в жалобе Заявителя - 26.60.12.132-00000033, приходит к выводу, что данный код КТРУ является действующим, установлен в отношении товаров (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети), которые согласуются с объектом закупки по Аукциону, однако в извещении о проведении аукциона выбрана незаполненная позиция в КТРУ в части "Описание товара, работы, услуги" - 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы".
При этом, с учетом того, что код КТРУ 26.60.12.132-00000033 включен в общий код ОКПД2 (26.60.12.132), входящий в перечень радиоэлектронной продукции, утв. Постановлением N 878, то согласно пп. "а" п. 5 Правил, применение дополнительных характеристик в отношении объекта закупки по аукциону является неправомерным.
Комиссией Калмыцкого УФАС России было проанализировано Техническое задание и установлено, что область применения, ультразвукового аппарата (Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы), необходимого Заказчику, не ограничена исследованиями сердечно-сосудистой системы, аппарат также предназначен для исследования сосудов, костно-мышечной системы, урологии, гинекологии, и т.д., следовательно, заказчику необходим универсальный УЗИ-аппарат.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушено положение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, так как фактически в извещении о проведении аукциона указан код КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", при этом в описании объекта закупки перечислены следующие области применения, указывающие на универсальность ультразвукового аппарата: Абдоминальные исследования, Малые органы и поверхностные структуры, Костно-мышечная система, Акушерство, Гинекология, Общая визуализация в педиатрии, Урология, Эхокардиография взрослых, Исследования сосудов, в т.ч. транскраниальная допплерография, Чреспищеводные исследования взрослых.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России данный довод жалобы заявителя считает обоснованным.
2. Касательно второго довода жалобы: "осуществить проверку расчета начальной (максимальной) цены контракта. В обосновании НМЦК указано, что расчет производился на основе 3 коммерческих предложений. Схожая цена предложений различных поставщиков (прослеживается несущественная разница между предложениями) может свидетельствовать о том, что рассматривался к поставке только 1 аппарат в нарушение закона о конкуренции".
Согласно подпункту "а" пункту 1 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 данной статьи, с учетом части 4 данной статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи) в отношении:
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 данного закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
5) соблюдения предусмотренных данным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В связи с тем, что Калмыцкое УФАС России, как территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, не наделено полномочиями по рассмотрению вопросов формирования НМЦК, Комиссией соответствующий довод Заявителя оставлен без рассмотрения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Левовой С.Д. - частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Министерства здравоохранения Республики Калмыкия нарушение ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об аннулировании аукциона с реестровым номером извещения N 0105500000222000532.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мергенова А.А.
Мархадаева А.М.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 4 мая 2022 г. N 008/06/42-72/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022