Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Темп" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО ЭТС (ЭТП НЭП) (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на приобретение товаров медицинского назначения 2 (извещение N 0348100082722000081 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 16.04.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 25.04.2022;
4) на участие в Аукционе не подано ни одной заявки от участников закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот лекарственные средства с препаратом, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тысячи рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
- лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
В соответствии с письмом ФАС России N АК/28644/15 от 09.06.2015 года наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе: объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного международного непатентованного (химического, группировочного) наименования (далее - МНН) несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок.
Извещением о проведении Аукциона установлен перечень поставляемых лекарственных препаратов:
Международное непатентованное (химическое, группировочное) наименование (МНН) или торговое наименование лекарственного препарата |
ХЛОРАМФЕНИКОЛ |
ГИНКГО ДВУЛОПАСТНОГО ЛИСТЬЕВ ЭКСТРАКТ |
МЕТАМИЗОЛ НАТРИЯ+ТРИАЦЕТОНАМИН-4-ТОЛУОЛСУЛЬФОНАТ |
СУМАТРИПТАН |
ПРОПРАНОЛОЛ |
МЕТАМИЗОЛ НАТРИЯ+ПИТОФЕНОН+ФЕНПИВЕРИНИЯ БРОМИД |
ПУСТЫРНИКА ТРАВЫ НАСТОЙКА |
КАЛЕНДУЛЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ЦВЕТКОВ ЭКСТРАКТ+РОМАШКИ АПТЕЧНОЙ ЦВЕТКОВ ЭКСТРАКТ+ТЫСЯЧЕЛИСТНИКА ОБЫКНОВЕННОГО ТРАВЫ ЭКСТРАКТ |
ПАЛЬМЫ ПОЛЗУЧЕЙ ПЛОДОВ ЭКСТРАКТ |
ПРЕДНИЗОЛОН |
АМИЛМЕТАКРЕЗОЛ+ДИХЛОРБЕНЗИЛОВЫЙ СПИРТ |
ПОЛИВИТАМИНЫ+МИНЕРАЛЫ |
ТЕЛМИСАРТАН |
МЕТАМИЗОЛ НАТРИЯ+ПИТОФЕНОН+ФЕНПИВЕРИНИЯ БРОМИД |
СПИРОНОЛАКТОН |
ТЕРМОПСИСА ЛАНЦЕТНОГО ТРАВА+НАТРИЯ ГИДРОКАРБОНАТ |
ТАФЛУПРОСТ+ТИМОЛОЛ |
ПОЛИВИТАМИНЫ |
СОТАЛОЛ |
ИНОЗИН |
ПРАСУГРЕЛ |
ДЕКСТРОЗА+КАЛИЯ ХЛОРИД+НАТРИЯ ХЛОРИД+НАТРИЯ ЦИТРАТ |
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является приобретение товаров медицинского назначения с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 000 000,00 рублей.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии со сведениями, размещенными в Государственном реестре лекарственных средств, с МНН ТАФЛУПРОСТ+ТИМОЛОЛ зарегистрирован единственный лекарственный препарат с торговым наименованием Таптиком, производителя Лаборатуар Юнитер, Франция.
На заседании Комиссии Заказчик представил письменные пояснения, согласно которым "2. С доводами жалобы о включении лекарственного средства с МНН "ТАФЛУПРОСТ+ТИМОЛОЛ" заказчик согласен".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части объединения в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок) противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289).
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Перечень ЖНВЛП).
Извещением о проведении Аукциона установлен перечень поставляемых лекарственных препаратов и указано, в том числе следующее:
Международное непатентованное (химическое, группировочное) наименование (МНН) или торговое наименование лекарственного препарата |
Включен в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов |
ХЛОРАМФЕНИКОЛ |
Нет |
ГИНКГО ДВУЛОПАСТНОГО ЛИСТЬЕВ ЭКСТРАКТ |
Нет |
МЕТАМИЗОЛ НАТРИЯ+ТРИАЦЕТОНАМИН-4-ТОЛУОЛСУЛЬФОНАТ |
Нет |
СУМАТРИПТАН |
Нет |
ПРОПРАНОЛОЛ |
Да |
МЕТАМИЗОЛ НАТРИЯ+ПИТОФЕНОН+ФЕНПИВЕРИНИЯ БРОМИД |
Нет |
ПУСТЫРНИКА ТРАВЫ НАСТОЙКА |
Нет |
КАЛЕНДУЛЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ЦВЕТКОВ ЭКСТРАКТ+РОМАШКИ АПТЕЧНОЙ ЦВЕТКОВ ЭКСТРАКТ+ТЫСЯЧЕЛИСТНИКА ОБЫКНОВЕННОГО ТРАВЫ ЭКСТРАКТ |
Нет |
ПАЛЬМЫ ПОЛЗУЧЕЙ ПЛОДОВ ЭКСТРАКТ |
Нет |
ПРЕДНИЗОЛОН |
Да |
АМИЛМЕТАКРЕЗОЛ+ДИХЛОРБЕНЗИЛОВЫЙ СПИРТ |
Нет |
ПОЛИВИТАМИНЫ+МИНЕРАЛЫ |
Нет |
ТЕЛМИСАРТАН |
Нет |
МЕТАМИЗОЛ НАТРИЯ+ПИТОФЕНОН+ФЕНПИВЕРИНИЯ БРОМИД |
Нет |
СПИРОНОЛАКТОН |
Да |
ТЕРМОПСИСА ЛАНЦЕТНОГО ТРАВА+НАТРИЯ ГИДРОКАРБОНАТ |
Нет |
ТАФЛУПРОСТ+ТИМОЛОЛ |
Нет |
ПОЛИВИТАМИНЫ |
Нет |
СОТАЛОЛ |
Да |
ИНОЗИН |
Нет |
ПРАСУГРЕЛ |
Нет |
ДЕКСТРОЗА+КАЛИЯ ХЛОРИД+НАТРИЯ ХЛОРИД+НАТРИЯ ЦИТРАТ |
Да |
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением N 1289.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что часть вышеперечисленных лекарственных препаратов не включена в Перечень ЖНВЛП, в связи с чем Заказчиком допущены нарушения в части установления ограничений допуска в соответствии с Постановлением N 1289.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Темп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 28.04.2022 N 050/06/105-15376/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 апреля 2022 г. N 050/06/105-15376/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2022