На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 29.04.2022 года N 174, на основании обращения заказчика Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области (вх. N 4100 от 29.04.2022 года), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Ведущего заседание инспекции: "_.."
Членов Инспекции: "_.."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения обращения представителей Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области, МУП ДКХ,
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области по факту уклонения МУП ДКХ от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на благоустройство г. Стародуб Брянской области за N 0127300022922000014, установила следующее:
1) 16.03.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведение электронного аукциона на благоустройство г. Стародуб Брянской области за N 0127300022922000014.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 338 698,80 рублей.
3) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2022 NИЭА1 победителем был признан участник МУП ДКХ.
4) 28.03.2022 года заказчиком Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной МУП ДКХ.
5) Регламентированный срок подписания МУП ДКХ проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 04.04.2022 г., однако в установленный Законом о контрактной системе МУП ДКХ не разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени МУП ДКХ.
6) 27.04.2022 года заказчиком Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области сформирован Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.04.2022 NППУ20_1.
До рассмотрения обращения заказчика поступили письменные пояснения МУП ДКХ (вх. N 4147 от 04.05.2022 года) согласно которым, у МУП ДКХ имелись намерения по заключению контракта на благоустройство г. Стародуб Брянской области за N 0127300022922000014, что подтверждается платежным поручением, указывающим на исполнение обязательств в части оплаты обеспечения исполнения контракта, однако, по техническим причинам подписать контракт не смогли, т.к. отсутствовала интеграция с ЕИС на ЭТП АО "Сбербанк-АСТ" цифровой электронной подписи МУП ДКХ. МУП ДКХ обращалось в техническую поддержку ЕИС для решения данной проблемы (в подтверждение представлены скрин-шоты переписки с ЕИС). Одновременно МУП ДКХ направило заявку в Федеральное казначейство для получения новой цифровой подписи. Доступ на электронную площадку у подрядчика МУП ДКХ появился только 10.04.2022 года.
МУП ДКХ направило в адрес заказчика письмо (исх. N 95 от 04.04.2022 года), что не уклоняется от заключения контракта и предпринимает все действия по подписанию контракта.
Изучив представленные документы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Действия заказчика Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на благоустройство г. Стародуб Брянской области за N 0127300022922000014 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
Заказчиком Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области не нарушены требования части 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, согласно которым, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: 1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта; 2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку заказчиком Администрации Стародубского муниципального округа Брянской области правомерно принято решение о признании победителя аукциона в электронной форме за N 0127300022922000014 МУП ДКХ уклонившимся от заключения контракта на благоустройство г. Стародуб Брянской области.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2022 NИЭА1 победителем был признан участник закупки МУП ДКХ.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: 1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки: а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей; б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта); 2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев: а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки; б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона на благоустройство г. Стародуб Брянской области за N 0127300022922000014 "размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта - 166 934,94 рублей".
Способ обеспечения исполнения контракта (независимая гарантия или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет) определяется участником электронного аукциона, с которым заключается государственный контракт, самостоятельно. Контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. Требования об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 Закона, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае: - если участник закупки, с которым заключается контракт, является казенным учреждением. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона за N 0127300022922000014 установлено требование о предоставлении победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта в виде денежных средств, банковской гарантии или предоставлением таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: 1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта; 2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, победителю электронного аукциона, участнику закупки МУП ДКХ надлежало в срок до 23 часов 59 минут 04.04.2022 года, направить в адрес оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени МУП ДКХ, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо информацию, содержащуюся в реестре контрактов.
Так, согласно имеющейся информации победителем МУП ДКХ на расчетный счет заказчика, указанный в проекте контракта на приобретение хозяйственных материалов (грабли), 30.03.2022 года направлены денежные средства в сумме 166 934,94 руб. в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 561 от 30.03.2022 года.
Однако, победителем электронного аукциона МУП ДКХ в установленный Законом о контрактной системе срок не направлен в адрес оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени МУП ДКХ.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении МУП ДКХ в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу, что оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков МУП ДКХ не имеется, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от заключения контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Так, при проведении проверки, изучении информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность участника закупки выявлены доказательства, подтверждающие намерения победителя МУП ДКХ заключить контракт на благоустройство г. Стародуб Брянской области, а именно МУП ДКХ в установленный Законом о контрактной системе срок направлены денежные средства в размере 166 934,94 руб. в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 561 от 30.03.2022 года.
Неподписание контракта в установленный срок связано с техническими проблемами при интеграции электронно-цифровой подписи. МУП ДКХ предпринимались действия по устранению технических проблем, что подтверждается представленными скрин-шотами запросов в ЕИС, также направлено обращение в Федеральное казначейство для получения электронно-цифровой подписи, что свидетельствует о намерении заключить контракт и об отсутствии умышленного недобросовестного намерения участника закупки уклонится от заключения вышеназванного контракта..
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по настоящему делу, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение победителя электронного аукциона на благоустройство г. Стародуб Брянской области за N 0127300022922000014 МУП ДКХ от заключения контракта. Указанные обстоятельства исключают признание МУП ДКХ недобросовестным поставщиком.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
Сведения в отношении МУП ДКХ (ИНН "_..", адрес: "_..") в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "_.."
Члены инспекции "_.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 5 мая 2022 г. N РНП-32-655
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2022