В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 124-п от 06.05.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - по доверенности,
индивидуального предпринимателя,
представителя индивидуального предпринимателя - (по доверенности),
рассмотрев обращение Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (исх. N 09-12/5609-3895 от 04.05.2022 г., вх. Оренбургского УФАС России N 4599 от 04.05.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя (ИНН: 231293422172) в связи с односторонним расторжением контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, протезами нижних конечностей в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000491),
УСТАНОВИЛА:
04.05.2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя (далее - ИП., Исполнитель) в связи с односторонним расторжением контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, протезами нижних конечностей в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000491).
Уведомлением по делу N РНП-56-08-06-96/2022 от 06.05.2022 г. заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на "11" мая 2022 года 12 часов 10 минут.
"11" мая 2022 года в заседании Инспекции принимали участие представитель Заказчика, индивидуальный предприниматель, представитель индивидуального предпринимателя.
Представитель Заказчика принятое решение об одностороннем отказе поддержал, просил включить сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с нарушением существенных условий контракта.
Индивидуальный предприниматель и его представитель Попандопуло В.В. (по доверенности) отметили, что у Исполнителя не было умысла на уклонение от исполнения контракта и им предприняты все возможные меры к его исполнению. Более подробно свою позицию изложили в письменных пояснениях.
Кроме того, ИП и его представителем Попандопуло В.В. было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления полного пакета документов.
Согласно представленным материалам дела и пояснениям ИП и его представителя., уведомление о назначении даты заседания N РНП-56-08-06-96/2022 было получено ИП на email:rus-orto@mail.ruorto@mail.rurus-orto@mail.ru06.05.2022 г. в 9:44 (МСК).
В соответствии с ч. 1 ст. 75 АПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 АПК РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено ИП по адресу электронной почты rus-orto@mail.ru, указанному на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru в разделе "Единый реестр участников закупки", согласованному сторонами в государственном контракте от 30.12.2021 г. N 791.
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ИП
Доказательств того, что адрес электронной почты - rus-orto@mail.ruorto@mail.ru, заблокирован, и у существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Адрес электронной почты rus-orto@mail.ru, указанный в регистрационных данных ИП единой информационной системы в сфере закупок является достоверным, поскольку при регистрации заказчика в единой информационной системе в сфере закупок и при размещении закупки производится процедура идентификации участника, в том числе посредством ЭЦП.
Кроме того, адрес электронной почты rus-orto@mail.ru согласован сторонами в государственном контракте от 30.12.2021 г. N 791. Для того, чтобы достоверно установить принадлежность адреса электронной почты стороне переписки, достаточно согласовать этот адрес в реквизитах сторон договора или иного соглашения
Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению ИП о дате, времени и месте рассмотрения дела, однако по обстоятельствам, зависящим от него самого, адресат с уведомлением о назначении даты рассмотрения дела не ознакомился. Следовательно, исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, ИП о дате рассмотрения дела уведомлен.
Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается тот факт, что предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Следовательно, учитывая значимость такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, а также то, что о заседании Инспекции Оренбургского УФАС России ИП было известно с 06.05.2022 г. в 9:44 (МСК), Оренбургским УФАС России считается соблюденным порядок уведомления лица о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Вместе с тем, в целях соблюдения прав и законных интересов лица, в отношении которого рассматривается вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Оренбургского УФАС России считает возможным объявить перерыв в рассмотрении обращения Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации до 16:30 11.05.2022 г.
До 16:30 11.05.2022 г. ИП и его представителем представлены запрашиваемые материалы дела и письменные пояснения.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
15.11.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, протезами нижних конечностей в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000491).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 000 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 13.12.2021 г. N ППИ1 победителем электронной процедуры был признан ООО "Техника и Технологии" с предложением о цене контракта (за единицу) - 319 276,64 рублей. Таким образом, снижение относительно начальной (максимальной) цены контракта составило более 70 %.
30.12.2021 г. между индивидуальным предпринимателем и Государственным учреждением - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключен государственный контракт N 791 (далее - Контракт).
Согласно разделу 2 Контракта установлено следующее:
"2.1. Исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по обеспечению Получателей Изделиями, в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.
2.2. Заказчик обязуется оплатить принятые работы по обеспечению Изделиями Получателей, в соответствии с выданными направлениями (Приложение N 6), в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.".
В соответствии с п. 4.1 Контракта, "4.1. Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует по 30 сентября 2022 года (включительно), а в части выполнения работ по 31 июля 2022 года (включительно)."
Согласно разделу 5 Контракта, Сторонами установлен следующий Порядок выполнения работ:
"5.1. Заказчик предоставляет Исполнителю Реестр направлений (Приложение N 2), для выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом.
5.2. Исполнитель осуществляет выполнение работ, предусмотренных настоящим контрактом, по обеспечению Получателя изделием в течение 45 календарных дней с даты обращения Получателя за изделием при предъявлении им направления, согласно направленных Заказчиком Реестров направлений (Приложение N 2).
Выполнение работ в части изготовления изделий осуществляется по месту нахождения Исполнителя (Соисполнителя), а в части снятия мерок для дальнейшего изготовления, примерки и выдачи изделий - по месту нахождения пунктов, расположенных на территории города Оренбурга или, при необходимости, по месту жительства Получателя.
При этом в иных населенных пунктах на территории Оренбургской области могут располагаться дополнительные пункты для снятия мерок для дальнейшего изготовления, примерки и выдачи изделия.
Обеспечение Исполнителем Изделиями Получателей в количестве и на сумму, выше, чем установлено в настоящем контракте, оплате со стороны Заказчика не подлежит.
5.3. Исполнитель осуществляет обеспечение Изделиями в соответствии с Реестром, предоставленным Заказчиком.
5.4. Изделие, передаваемое Получателю по настоящему контракту, должно соответствовать установленным стандартам. Качество выполняемых работ по обеспечению Изделием должно соответствовать условиям настоящего контракта.
5.5. Обеспечение Получателя Изделием подтверждается Актом сдачи-приемки работ (по форме Приложения N 3), который подписывается Исполнителем и Получателем.
5.6. При исполнении контракта по согласованию заказчика с исполнителем допускается выполнение работ, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.".
В соответствии с разделом 7 Контракта, Исполнитель, в том числе, обязан:
"7.1. Исполнитель обязан:
7.1.1. Осуществить выполнение работ по обеспечению Получателя изделием в течение 45 календарных дней с даты обращения Получателя за изделием при предъявлении им направления, выдаваемого Заказчиком, согласно направленных Заказчиком Реестров направлений (Приложение N 2).
7.1.2. При передаче результатов работ Получателю Исполнитель оформляет Акт сдачи-приемки работ (по форме Приложения N 3), который подписывается Исполнителем и Получателем. Указанные документы оформляются в 3 (трех) экземплярах, один из которых передается Заказчику, один остается у Исполнителя, один - у Получателя.
7.1.3. В течение 5-ти рабочих дней с момента заключения настоящего Контракта передать Заказчику документы, удостоверяющие качество Изделия (копии сертификатов соответствия или копии деклараций о соответствии, заверенных в установленном законодательством порядке (при их наличии)).
7.1.4. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта письменно сообщить о лицах, ответственных за исполнение настоящего контракта, а также за связь с Заказчиком и Получателями по вопросам выполнения работ, с указанием фамилии, имени, отчества, должности и номеров телефонов.
7.1.10. В течение пяти календарных дней с момента получения запроса предоставлять Заказчику информацию (документы), связанные с исполнением настоящего контракта.
7.1.11. Вести аудиозапись телефонных разговоров с Получателем по вопросам получения изделий и журнал телефонных звонков Получателю с пометкой о времени звонка, результате звонка.
7.1.12. По требованию Заказчика предоставлять аудиозаписи и журнал телефонных звонков для подтверждения исполнения контракта.
7.1.13. Письменно информировать Заказчика не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до истечения срока выполнения работ, предусмотренного п. 7.1.1 настоящего контракта, о невозможности обеспечения Получателя изделием.
7.1.16. Осуществлять фото или видеозапись изготовления и выдачи изделия Получателю (в присутствии Получателя, с его письменного согласия) по каждому виду изделия. Передать фото или видеозапись одновременно с документами, указанными в п. 3.2 Контракта.
7.1.17. Представлять Заказчику не позднее 10-го числа каждого месяца сведения о Получателях, обратившихся за получением протезно-ортопедических изделий (Приложение N 7).
7.1.21. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения настоящего Контракта предоставить Заказчику информацию о пунктах для снятия мерок для дальнейшего изготовления, примерки и выдачи изделий, предусмотренных п. 5.2 настоящего Контракта, с указанием, адресов, телефонов и режима работы.
7.1.22. В случае отказа Получателя от Изделия, невозможности получения Изделия Получателем по каким-либо причинам в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения отказа Получателя от Изделия или поступления информации о невозможности получения Изделия Получателем, проинформировать об этом Заказчика с приложением подтверждающих документов_".
Согласно обращению Заказчика, представленным материалам дела, Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо от 12.01.2022 г. с информацией о местонахождении пункта для снятия мерок и номера телефона для связи.
Исполнителю был направлен реестр направлений N 669108 от 17.01.2022 г. на обеспечение Получателей изделиями, в том числе на.
В рамках контроля за исполнением Контракта региональным отделением осуществлялась прозвонка Получателей согласно переданного реестра.
В телефонном разговоре Получатель - сообщил, что по номеру телефона, указанному Исполнителем для связи, дозвониться не представляется возможным. При этом согласно письму Исполнителя N 02/2022 от 14.02.2022 г. снятие мерок для дальнейшего изготовления, примерки и выдачи изделия Исполнитель осуществляет строго по предварительной записи, что противоречит условиям Контракта.
В рамках контроля за исполнением Контракта специалистами регионального отделения не однократно осуществлялись выезды по месту нахождения пункта, предусмотренного п. 5.2 Контракта по адресу: г. Оренбург, ул. Просторная, д. 21/3, каб. N 11, в том числе совместно с Получателями.
В ходе контрольных мероприятий было установлено, что режим работы пункта понедельник-пятница с 10:00 до 17:00, что составляет менее 8 часов. Пункт в нарушение условий контракта средствами связи не оборудован. Согласно вывеске, прием Получателей ведется строго по предварительной записи, что противоречит условиям Контракта. Представитель Исполнителя отсутствовал.
В связи с отсутствием на месте представителя Исполнителя снятие мерок для дальнейшего изготовления протезов Получателям не представляется возможным.
В связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта региональным отделением Поставщику были направлены претензии от 01.03.2022 г. N 09-13/5609-1734, от 04.03.2022 г. N 09-13/5609-1839 и от 24.03.2022 г. N 09-13/5609-2441 об оплате штрафных санкций за неисполнение обязательств по Государственному контракту.
Таким образом, Исполнитель неоднократно нарушил условия Контракта, что привело к невозможности обеспечения Получателей протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно пп. 13.5-13.8 Контракта "13.5. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
13.6. В случае расторжения Контракта по соглашению сторон Исполнитель не позднее дня передачи подписанного с его стороны экземпляра документа о расторжении Контракта по соглашению сторон, должен предоставить Заказчику обеспечение гарантийных обязательств на выполненные работы согласно разделу 10 настоящего Контракта.
13.7. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что Исполнитель и (или) выполненные работы не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) выполняемым работам или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии выполненных работ таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.
13.8. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно пункту "в" части 6 Закона N 360-ФЗ в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
08.04.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 09-13/5609-3087 от 08.05.2022 г.) в связи с нарушением индивидуальным предпринимателем существенных условий Контракта.
08.04.2022 г. 14:57 (МСК+2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок.
08.04.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Заказчиком посредством Почты России в адрес индивидуального предпринимателя (по адресу, указанному в Контракте от 30.12.2021 г. N 791 - 350900, Краснодарский край, город Краснодар, улица 3-я Трудовая, дом 40). Доказательства отправки в материалы дела представлены.
Согласно почтовому идентификатору N 80089371791638, представленному Заказчиком в материалы дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.12.2021 г. N 791 (исх. N 09-13/5609-3087 от 08.04.2022 г.) принято в отделении связи 08.04.2022 г. и направлено в адрес Исполнителя 08.04.2022 г. Согласно отчету с сайта Почта России, письмо вручено адресату 18.04.2022 г.
Таким образом, при расторжении контракта заказчиком процедура, предусмотренная ч. 12 ст. 95, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе соблюдена.
Утверждение ИП и его представителя о том, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта было получено Исполнителем 18.04.2022 г. от сторонней организации, которая занимается представлением интересов в суде по гражданско-правовым договорам, не нашло своего подтверждения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, на основании п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 12.2 с. 95 Закона о контрактной системе, 29.04.2022 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Доказательств того, что ИП после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступил к исполнению обязательств, в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ИП уклонился от исполнения государственного контракта от 30.12.2021 г. N 791 в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного контракта, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением Общества явилось бы надлежащее исполнение условий контракта.
Вместе с тем, ИП не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения государственного контракта от 30.12.2021 г. N 791, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Ссылка Исполнителя на то, что "в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Оренбургской области снятие мерок для дальнейшего изготовления протезно-ортопедических изделий, примерка и выдача готового изделия в пункте, расположенном на территории города Оренбурга по адресу: ул. Просторная, 21/3, каб. 11, осуществляется строго по предварительной записи с интервалом времени, позволяющим избежать массового скопления людей. Запись осуществляется по телефону: 8 986 786 47 71" несостоятельна по следующим обстоятельствам.
Заседание президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации было проведено 25.03.2020 г.
Решения по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации также приняты 25.03.2020 г.
Вместе с тем, государственный контракт N 791 между индивидуальным предпринимателем и Государственным учреждением - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключен 30.12.2021 г.
Таким образом, на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, протезами нижних конечностей в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000491) Исполнитель обязан был учитывать данный факт равно как и наступление негативных последствий при неисполнении условий контракта.
Частью 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у ИП отсутствовали правовые основания указания на то, что снятие мерок для дальнейшего изготовления, примерки и выдачи изделия Исполнитель осуществляет строго по предварительной записи, поскольку выражая согласие с условиями документации об открытом конкурсе в электронной форме, подавая заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, индивидуальный предприниматель принял на себя обязательства по исполнению условий контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Также ИП заявлен довод о том, что указание в решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на то обстоятельство, что ИП трижды направлялись претензии от 01.03.2022 N 09-13/5609-1734, от 04.03.2022 N 09-13/5609- 1839 и от 24.03.2022 N 09-13/5609-2441 об оплате штрафных санкций за неисполнение обязательств по Государственному контракту, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Вместе с тем, данный довод не находит своего подтверждения, поскольку представленные материалы дела свидетельствуют об обратном.
Также в связи с отсутствием документальных доказательств не находит своего подтверждения довод ИП о том, что отдельные сотрудники Фонда, имея тесные контакты с конкурирующими участниками рынка, не просто проверяли работу по исполнению Контракта, а давали указания о проведении тех или иных действий по дискредитации Исполнителя зависимым инвалидам, руководили ими и согласовывали инвалидам все действия, вплоть до того, где получать TCP.
Согласно представленным материалам дела и пояснениям сторон, ИП в ответ на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 09-13/5609-3087 от 08.05.2022 г.) было направлено письмо N 03/2022 от 18.04.2022 г., в котором Исполнителем было выражено несогласие в принятым Заказчиком решением.
В ответ на указанное выше письмо Исполнителя, Заказчик письмом от 22.04.2022 г. от N 10-23/5610-3621 запросил у ИП в рамках контроля за исполнением государственного контракта сведения об аудиозаписях и журналах телефонных звонков, реестрах получателей, обратившихся за получением протезно-ортопедических изделий, заказ-нарядах на выполнение работ на каждого обратившегося, а также сведения о лицах (работниках или соисполнителях), осуществляющих снятие мерок для дальнейшего изготовления изделий, с приложением заключенных с ними договоров. Согласно данному письму Заказчика, вопрос об отмене решения об одностороннем расторжении государственного контракта будет рассмотрен после предоставления запрашиваемой информации.
26.04.2022 г. ИП. (письмо исх. N 2 от 26.04.2022 г.) направил запрашиваемые Заказчиком сведения. Согласно представленным сведениям, восстановить записи, проведенные с 10.01.2022 г. по 14.04.2022 г. не представляется возможным ввиду поврежденного жесткого диска (заключение N 38 от 16.04.2022 г.)
Также Исполнителем представлены реестры получателей, обратившихся за получением протезно-ортопедических изделий. Согласно данному реестру, обратились к исполнителю 7 человек, 4 обратились в феврале 2022 г., что противоречит содержанию письма ИП. (исх. N 04/03 от 04.03.2022 г.) о том, что обратившихся за получением протезно-ортопедичесиких изделий за февраль 2022 г. не было.
Кроме того, Инспекция Оренбургского УФАС России обращает внимание на оформление представленных Исполнителем заказ-нарядов на выполнение работ на каждого обратившегося, а именно на многочисленные исправления в реквизитах документов, а также указание в графе "Заказ принял" на некоего Олега.
Как следует из материалов дела, ИП уклонился от исполнения контракта. Начальная сумма цен товара, работы, услуги в рамках открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, протезами нижних конечностей в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000491) составляла 1 330 319,35 руб., однако ИП Р.М. была предложена цена контракта (за единицу) - 319 276,64 руб. Таким образом, снижение составило 76 %.
В данном случае ИП обязан был учитывать негативные последствия, связанные со значительным снижением цены.
Кроме того, Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что в рамках проведения электронной процедуры, согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 13.12.2021 г. N ППИ1, индивидуальный предприниматель не представил документы, подтверждающие опыт выполнения работ, аналогичным условиям государственного контракта от 30.12.2021 г. N 791. Оценка по данному критерию составляет "0".
Таким образом, индивидуальный предприниматель стал победителем электронной процедуры, снизив на 76 % начальную сумму цен товара, работы, услуги в рамках открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, протезами нижних конечностей в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000491) (стоимостной критерий оценки предложения).
Данные обстоятельства косвенно указывают на нежелание исполнять условия государственного контракта от 30.12.2021 г. N 791 по предложенной цене.
Кроме того, принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Вместе с тем, доказательств того, что действия Заказчика, а также решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 09-13/5609-3087 от 08.05.2022 г.), обжалуются в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Представленное ИП и его представителем исковое заявление, согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/ , на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России не зарегистрировано Арбитражным судом Оренбургской области.
Таким образом, сведения о том, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России было отменено либо обжаловано, в материалах дела также отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч.7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Соответственно, принимая решение об участии в аукционе и подавая заявку, участник закупки несет риск и должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае совершения недобросовестных действий в рамках подписания контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя в связи с односторонним расторжением контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, протезами нижних конечностей в 2022 году (номер извещения N 0253100000121000491), удовлетворить.
2. Сведения, представленные Государственным учреждением - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении:
индивидуального предпринимателя (ИНН 231293422172, ОГРНИП 320237500302471, юридический адрес: 350900, Краснодарский край, город Краснодар, улица 3-я Трудовая, дом 40) включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Дата события |
1 раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
2 раздел |
3 раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (1+2+3 разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения* |
Итого просрочка в днях по 2 разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу |
|||
29.04.2022 |
06.05.2022 |
04.05.2022 |
0 |
04.05.2022 |
13.05.2022 |
11.05.2022 |
0 |
16.05. 2022 |
12.05. 2022 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 11 мая 2022 г. N РНП-56-08-06-96/2022 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - реестр недобросовестных поставщиков - исполнитель - государственный, муниципальный контракт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022