Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии; |
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя заказчика - ФГБУЗ "Сибирский окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства": Исаевой Анны Анатольевны (по доверенности);
в присутствии представителя подателя жалобы - ООО "Ренессанс-Мед": Гавриловой Натальи Владимировны (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на положения извещения о проведении электронного аукциона, проводимого ФГБУЗ "Сибирский окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" (извещение N 0351100006622000060) на поставку медицинских изделий для хирургических вмешательств, начальная (максимальная) цена контракта 16 272 767,40 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Ренессанс-Мед" с жалобой на положения извещения о проведении электронного аукциона, проводимого ФГБУЗ "Сибирский окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" (извещение N 0351100006622000060) на поставку медицинских изделий для хирургических вмешательств.
Суть жалобы ООО "Ренессанс-Мед" заключается в следующем.
Согласно описанию объекта закупки заказчику к поставке требуются следующие медицинские изделия:
N п/п |
Наименование |
1 |
Скоба хирургическая, нерассасывающаяся |
2 |
Скоба хирургическая, нерассасывающаяся |
3 |
Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования |
4 |
Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования |
5 |
Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования |
6 |
Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования |
7 |
Рукоятка ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением, многоразового использования |
8 |
Набор трубок для ирригации хирургический, одноразового использования |
9 |
Фильтр газовый |
10 |
Трубка аспирационная, тип Янкувера |
11 |
Трубка аспирационная, тип Янкувера |
12 |
Простыня для инструментов/оборудования, одноразового использования, стерильная |
13 |
Средство гемостатическое на основе желатина |
14 |
Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения |
Исходя из указанного перечня товаров, податель жалобы сделал следующие выводы:
Медицинские изделия, указанные в позициях 1-7, являются расходным материалом используемым в электрохирургии для наложения швов.
Медицинские изделия, указанные в позициях 8, 10, 11, используются для удаления отделяемого из операционной раны, а также для санации верхних дыхательных путей.
Позиция 9 - сменный фильтр для удаления дыма и аэрозолей из операционного поля и их фильтрации, фильтр гидрофобный - создает барьер для загрязненного воздуха и физиологических жидкостей.
Позиция 12 - мягкий инвентарь.
Медицинские изделия, указанные в позициях 13 и 14, используются в качестве дополнительного средства в ходе хирургических вмешательств для остановки капиллярных, венозных и малых артериальных кровотечений, когда лигирование и прочие стандартные методы остановки кровотечений затруднительны или неэффективны.
По мнению подателя жалобы, включение данных товаров в один электронный аукцион не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, включенных в данный аукцион. Данные товары могут быть использованы (функционировать) самостоятельно и не имеют прямой взаимосвязи.
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 19.04.2021 г. N 620) нельзя включать в одну закупку все необходимые заказчику товары, поскольку это приводит к ограничению конкуренции, что, в свою очередь, ведет к удорожанию товара и нанесению ущерба бюджету.
В настоящее время действие указанного постановления приостановлено в связи с оптимизацией закупок, но в данном случае, по мнению подателя жалобы, заказчик злоупотребил правом и включил в электронный аукцион технологически и функционально не связанные товары, что ведет к ограничению конкуренции.
ФГБУЗ "Сибирский окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" в возражениях на жалобу ООО "Ренессанс-Мед" сообщило следующее.
При составлении описания объекта закупки заказчик руководствовался положениями ч. 1 и 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), из которых следует, что заказчик вправе определить в описании объекта закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Предметом закупки являются медицинские изделия для хирургических вмешательств. Описание объекта закупки заказчиком сформировано, исходя из использования медицинских изделий в одном технологическом процессе, а, именно, - в операционной стационара.
Заказчик считает, что закупаемые позиции в описании объекта закупки участвуют в едином технологическом процессе.
Более того, из предмета закупки не следует то, что закупаемые заказчиком товары будут использованы в каких-либо иных лечебных процессах, кроме хирургических.
Таким образом, товары, указанные в описании объекта закупки, технологически и функционально связаны между собой и необходимы для выполнения сложных высокотехнологичных вмешательств.
Кроме того, в описании объекта закупки установлены требования к медицинским изделиям, и обоснование установления таких требований, исходя из которых, следует, что все позиции применяются непосредственно в хирургии.
Требования, установленные в описании объекта закупки, не свидетельствуют об ограничении количества участников электронного аукциона. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта возможности поставить медицинские изделия, соответствующие потребности заказчика, не указывает на нарушения заказчиком прав этих лиц, а также ограничения заказчиком числа участников закупки.
Отсутствие возможности поставки медицинских изделий участником закупки не означает, что его права и законные интересы нарушены.
Указание заказчиком в описании объекта закупки определенных товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы ему с учетом специфики использования, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" необоснованной.
Изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон по жалобе ООО "Ренессанс-Мед", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 19.04.2021 г. N 620) при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 N 374 действие постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 г. N 620 приостановлено 16.03.2022 г. Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона N 0351100006622000060 было размещено в ЕИС 19.04.2022 г. Таким образом, у заказчика имелось право не применять положения указанного постановления.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что описание объекта закупки соответствует вышеописанным требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку по каждой позиции заказчиком было представлено надлежащее обоснование необходимости закупаемого товара, из которого следует, что все изделия медицинского назначения, включенные в описание объекта закупки, будут использованы в едином технологическом процессе - хирургических операциях.
Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, что может свидетельствовать об обеспечении конкуренции. Таким образом довод жалобы не нашёл подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на положения извещения о проведении электронного аукциона, проводимого ФГБУЗ "Сибирский окружной медицинский центр федерального медико-биологического агентства" (извещение N 0351100006622000060) на поставку медицинских изделий для хирургических вмешательств, необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Зам. Председателя Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии Д.Е. Студеникин
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 мая 2022 г. N 054/06/33-798/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022