Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Порядок" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11696/22 от 27.04.2022) на действия ГБОУ СОШ N 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию систем автоматизации и оборудования противодымной и противопожарной вентиляции, приточно-вытяжной вентиляции и систем кондиционирования воздуха в помещениях ГБОУ школа N 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году. (извещение N 0372200193422000012) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.04.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200193422000012.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 050 666,64 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, Заявителя, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Поскольку Комиссия УФАС пришла к выводам, что объектом закупки являются услуги по обслуживанию систем автоматизации и оборудования противодымной и противопожарной вентиляции, приточно-вытяжной вентиляции и систем кондиционирования воздуха в помещениях ГБОУ школа N 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году.
Согласно ЕИС Заказчиком установлены, в том числе следующие требования:
Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Дополнительные требования Наличие действующей лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Требование установлено Федеральным законом N99-ФЗ от 04.005.2011 г. N "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п.15 ч.1 ст.12). При окончании срока действия лицензии до исполнения обязательств по контракту участник электронного аукциона в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан обеспечить продление действующей лицензии
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Объектом закупки является обслуживание системы пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям, возможность привлечения соисполнителя определяется на стадии исполнения контракта, в связи с чем нарушить требование о наличии у Участников лицензии Заказчик не имеет права. Норма п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе представляет собой императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, если оказание закупаемых услуг является лицензируемым видом деятельности. Т.о. Заказчик считает, что привлечение соисполнителей с лицензией не освобождает от представления лицензии Участником.
Согласно документации Заказчика, лицензия необходима только на один вид услуг из числа тех, что составляют объект закупки. Данное требование установлено согласно федеральному законодательству, на основании изученной практики закупочной деятельности субъектов РФ по данному объекту закупки (в т.ч. Решение Вологодского УФАС России от 23.07.2020 N 035/06/69-450/2020 (04-11/324-20), а также исходя из потребностей Заказчика в качественном и добросовестном исполнении всего перечня услуг, являющихся объектом закупки, одним Исполнителем. В ходе проведения закупочной процедуры было подано 7 (заявок) на участие, все они были признаны соответствующими требованиям документации и допущены к электронному аукциону. На стадии подачи заявок запросы на разъяснения документации Заказчику не направлялись. На данный момент проект контракта направлен Участнику, признанному Победителем, и находится у него на подписании.
Следовательно, с учетом положений извещения (в том числе описания объекта закупки), Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания жалобы обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Порядок" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 мая 2022 г. N 44-1324/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022