Резолютивная часть объявлена 11.05.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 12.05.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - ИП Дашкевича В.В.: Т.С. Шанько (по доверенности);
заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница Калининградской области": А.М. Корнеевой (по доверенности);
уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": В.И. Белоговой (по доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу (вх. N 3639 от 04.05.2022) ИП Дашкевича В.В. (далее - Заявитель) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница Калининградской области" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских изделий (Аппарат для контактной литотрипсии (Система лазерная хирургическая твердотельная общего назначения/для различных областей применения), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0335200014922001020) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 04.05.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при формировании извещения об осуществлении закупки.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчик при проведении Аукциона нарушил требования части 2 статьи 8, части 1 статьи 12, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
1. В извещении о проведении закупки Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Условие допуска установлено к окончательным предложениям участников, которые содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Однако, Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит код ОКПД 26.60.13.170, который включен в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заявитель считает, что Заказчик неправомерно не применил требования Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
2. Заказчик включил в описание объекта закупки характеристики, которые соответствуют только производителям иностранного происхождения: установка лазерная медицинская Dornier (производитель: Dornier MedTech GmbH, Германия); аппарат лазерный хирургический Litho, (производитель: Кванта Систем СПА, Италия (QuantaSystem S.P.A., Italy).
По мнению Заявителя, установив требования к характеристикам закупаемого оборудования, Заказчик ограничил участие в закупке производителей отечественного оборудования.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводом жалобы Заявителя, считает, что его действия соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение поддерживает позицию Заказчика, представленную на заседании Комиссии, считает, что действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
22.04.2022 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335200014922001020 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 200 000,00 рублей.
1. Объектом закупки является поставка аппарата для контактной литотрипсии (Система лазерная хирургическая твердотельная общего назначения/для различных областей применения), согласно Извещению о проведении Аукциона код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК-034-2014: 26.60.13.170.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе, товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Извещение о проведении Аукциона содержит условие допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 Заказчиком не установлены.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) утвержден, в том числе перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1).
Согласно примечанию к Перечню N 1 при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида медицинского изделия.
В Перечне N 1 содержится код ОКПД2 26.60.13.170 с наименованием вида медицинского изделия "Аппараты лазерные терапевтические".
Вместе с тем, объектом Аукциона является аппарат для контактной литотрипсии (Система лазерная хирургическая твердотельная общего назначения/для различных областей применения), указанное наименование медицинского изделия не включено в Перечень N 1.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу о правомерности действий Заказчика, выразившихся в не установлении при проведении Аукциона ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно письменным пояснениям Заказчика (вх. N 3723 от 06.05.2022) для определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), Заказчиком в Единой информационной системе 05.04.2022 был размещен запрос на получение ценовой информации, в соответствии с которым поступили коммерческие предложения от ООО "Андромеда" (литотриптер Auriga XL 50 Вт, США), ООО "Русская медицинская корпорация" (литотриптер "Кванта Систем С.П.А.", Италия), ООО "Уромед" (литотриптер "Кванта Систем С.П.А.", Италия), также Заказчиком были направлены запросы официальным представителям и производителям о соответствии оборудования требованиям технического задания; на основании полученных ответов Заказчиком выявлено, что требованиям технического задания соответствуют литотриптеры 2-х производителей - литотриптер "Кванта Систем С.П.А." и литотриптер Auriga XL 50 Вт.
Исходя из содержания жалобы, по мнению Заявителя, требованиям технического задания соответствуют медицинские изделия: установка лазерная медицинская Dornier (производитель: Dornier MedTech GmbH, Германия); аппарат лазерный хирургический Litho (производитель: Кванта Систем СПА, Италия (QuantaSystem S.P.A., Italy).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательства того, что установление в Извещении о проведении Аукциона требований к объекту закупки фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 на участие в Аукционе было подано две заявки, данные заявки признаны комиссией Уполномоченного учреждения соответствующими требованиям Извещения о проведении Аукциона и содержат информацию о товарах разных производителей: аппарат лазерный хирургический Litho (производитель: Кванта Систем СПА, Италия) и установка лазерная Auriga XL (производитель: Boston Scientific Cоrporation, США).
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения о проведении Аукциона и удовлетворяющий потребности Заказчика.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией не установлен.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Дашкевича В.В. необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
А.Н. Хлусова
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 1 апреля 2022 г. N 039/06/33-426/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022