Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - заместителя руководителя управления А.А. Овчара, членов Комиссии - начальника отдела А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта П.М. Зинкеева (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НАНОЛЕК" на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая Больница N 20 им. И.С. Берзона" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-2333/22 "Поставка с доставкой систем для адсорбции цитокинов для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона" (далее- заказчик), (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "ЭТП ГПБ" (далее - оператор электронной площадки, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "НАНОЛЕК" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, уполномоченного органа подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление, в том числе содержащее информацию о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы по существу было назначено на 07.04.2022 в 17 часов 30 минут местного времени.
Комиссией в связи с необходимостью получения дополнительных материалов принято решение о перерыве в рассмотрении до 08.04.2022 15 часов 45 минут (местного времени).
Комиссия также обращает внимание на то, что в соответствии с требованиями части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. В связи с указанным обстоятельством ходатайство подателя жалобы о необходимости повторного перерыва не может быть удовлетворено Комиссией, поскольку требования части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе носят императивный характер.
Заседание Комиссии проведено посредством интернет-видеоконференции при участии представителей заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы.
Из содержания жалобы следует, что "исходя из установленных значений показателей к объекту закупки, под описание объекта закупки подходит только одно американское устройство - "Системы на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb" от "Цитосорбентс Корпорейшн", США, что противоречит требованиям статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и ограничивает возможность поставки иных аналогичных медицинских изделий".
Заказчиком, уполномоченным органом представлены пояснения о соответствии извещения о проведении закупки требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчика, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В Приложении N 1 "Описание объекта закупки" извещения о проведения электронного аукциона заявлены следующие требования к техническим характеристикам объекта закупки:
- метод работы картриджа: Удаление субстанций из цельной крови путем адсорбции;
- объем контейнера с адсорбентом, мл - не менее 300 мл";
- максимальный предел давления картриджа, мм рт.ст.- не менее 750";
- картридж обеспечивает возможность работать на скоростях кровотока при использовании на аппаратах экстракорпоральной мембранной оксигенации, мл/мин - не менее 700";
- картридж обеспечивает возможность работать на скоростях кровотока при использовании на аппаратах продленной заместительной почечной терапии (пЗПТ), мл/мин - не менее 100;
- продолжительность работы одного картриджа, часов в сутки - не менее 24 (значение параметра не требует конкретизации).
Комиссией установлено, что указанным заказчиком техническим характеристикам соответствуют, как минимум товары двух производителей: 1) Картридж для гемоперфузии одноразовый стерильный серии HA 330 "Джафрон Биомедикал Ко. лтд" Китай (РЗН 2020/9652 от 14.02.2020), 2) Система на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb стерильная, однократного применения с принадлежностями "Цитосорбентс Корпорейшн, США (РЗН 2016/4028 от 27.04.2016), что подтверждается соответствующими инструкциями по эксплуатации, информацией с официальных сайтов производителей в сети "Интернет" и других общедоступных источников.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям аукционной документации. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. При этом закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в таком описании, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. При этом заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
На заседании Комиссии представитель заказчика представил мотивированные обоснования потребности заказчика в системе, имеющей обжалуемые характеристики. Доказательств того, что указанные характеристики не соответствуют реальной нужде заказчика, Комиссии представлено не было.
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены четкие и конкретные требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, многолетнего опыта, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Комиссия отмечает, что приходя к вышеуказанному выводу, Комиссия, в том числе приняла во внимание, что рассматриваемая закупка имеет высокую социальную значимость, оборудование, требующееся к поставке в рамках рассматриваемой закупки необходимо для оказания заказчиком квалифицированной медицинской помощи, за результативность которой заказчик несет ответственность. Как следствие закупка медицинского оборудования, с характеристиками, которые по опыту заказчика и ввиду объективных обстоятельств являются значимыми, в конечном итоге более позитивно скажется на конечных потребителях такого медицинского оборудования - на пациентах.
Ввиду изложенного, учитывая тот факт, что Комиссия не установила, что описание объекта закупки не отражает реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика и тот факт, что потребности заказчика соответствуют системы, как минимум двух производителей, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае заказчиком соблюден баланс при обеспечении исполнения принципов эффективности осуществления закупок и обеспечения конкуренции.
В рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены конкретные требования к закупаемому товару с учетом потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Комиссия отмечает, что приходя к вышеуказанному выводу, Комиссия в том числе приняла во внимание то обстоятельство, что сфера оказания медицинских услуг имеет высокую социальную значимость.
Кроме того, Комиссия отмечает, что поскольку объектом закупки является поставка товаров, а не их изготовление, то поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров. Кроме того подателем жалобы не представлено доказательств, что он лишен такой возможности.
Таким образом, доводы жалобы признаны Комиссией необоснованными.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила: признать жалобу ООО "НАНОЛЕК" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2022 г. N 024/06/105-858/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022