Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - АМС Моздокского района, Заказчик)
- представителя ООО "ВЛАДПРОЕКТ-М" (далее также - Заявитель)
рассмотрев после объявленного перерыва в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ВЛАДПРОЕКТ-М" на действия Единой комиссии по проведению закупок для нужд муниципального заказчика - АМС Моздокского района далее - Единая комиссия АМС Моздокского района) при проведении электронного аукциона N0110300000822000017 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы на объект "Строительство приюта для животных без владельцев на 200 голов" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
25 апреля 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ВЛАДПРОЕКТ-М" на действия Единой комиссии АМС Моздокского района при проведении Аукциона.
В жалобе Заявитель указал, что им была подана заявка на участие в Аукционе, которой был присвоен идентификационный номер N2. Решением Единой комиссии АМС Моздокского района указанная заявка была признана несоответствующей требованиям Извещения о проведении Аукциона и отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных Извещением о проведении Аукциона, а именно - в соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выписка из СРО не представлена в составе заявки.
С данным решением Единой комиссии АМС Моздокского района Заявитель не согласен и считает, что его заявка соответствует требованиям Закона о контрактной системе ввиду того, что для выполнения закупаемых в рамках рассматриваемого Аукциона работ, членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий не требуется.
Письменных объяснений по существу жалобы АМС Моздокского района в материалы дела не представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 12 апреля 2022 года в на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru АМС Моздокского района было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0110300000822000017 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы на объект "Строительство приюта для животных без владельцев на 200 голов" (далее - Извещение), в том числе требования к участникам Аукциона и к заявке на участие в Аукционе, Техническое задание и проект муниципального контракта.
Согласно Протоколу подведения итогов Аукциона от 21.04.2022 до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано три заявки. Решением Единой комиссии АМС Моздокского района участнику рассматриваемой закупки, заявке на участие в Аукционе которого был присвоен идентификационный номер N2, то есть Заявителю, на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных Извещением о проведении Аукциона, а именно - в соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ. Выписка из СРО не представлена в составе заявки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
При этом, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку, установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. К выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.
Вместе с тем, субподрядчики, привлекаемые исполнителем, обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии, свидетельства или СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены отраслевым законодательством Российской Федерации.
Требования к лицам, осуществляющим работы по разработке проектной документации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Согласно части 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из положений части 4 статьи 48 ГрК РФ следует, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При этом в силу статьи 55.3 ГрК РФ саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Документом, подтверждающим членство в саморегулирующей организации, является выписка из реестра членов саморегулируемых организаций, форма которой установлена приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Извещением о проведении Аукциона, в том числе проектом муниципального контракта, не установлен запрет на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта.
Согласно пункту 10 Технического задания исполнитель проводит инженерные изыскания в объеме, достаточном для разработки проектной документации, согласно требованиям нормативно-правовых документов.
С учетом изложенного, предметом рассматриваемой закупки являются работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация.
В требованиях к участникам Аукциона, помимо прочего, Заказчиком установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - в соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ и в соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ. Не требуется для участников аукциона, указанных в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
Кроме того, в Требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе Заказчиком установлено, что заявка на участие в Аукционе в том числе должна содержать документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - в соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ и в соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ. Не требуется для участников аукциона, указанных в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
При этом, частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Исходя из приведенных норм ГрК РФ, а также положений Извещения о проведении Аукциона, требование к участнику закупки о наличии членства в двух саморегулируемых организациях (в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования), а также обязанность представить в заявке на участие в Аукционе действующую выписку из реестра членов СРО как из реестра членов СРО в области инженерных изысканий, так и из реестра членов СРО архитектурно-строительного проектирования, членом которых должен являться именно участник закупки, не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Учитывая, что объектом закупки являются работы по разработке проектной документации, Заказчику надлежало установить требование к участнику закупки о наличии членства в СРО исключительно в области архитектурно-строительного проектирования.
Таким образом, Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям части 6 статьи 31 и части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица АМС Моздокского района, выразившиеся в установлении требования к участникам закупки, не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Установлено, что ООО "ВЛАДПРОЕКТ-М" в составе второй части заявки на участие в Аукционе, помимо прочего была представлена выписка из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", от 07.04.2022 N07.04.2022-554 (СРО-П-033-30092009) в области подготовки проектной документации объектов капитального строительства по договору подряда на подготовку проектной документации.
То есть заявка на участие в Аукционе соответствует требованиям подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Однако, в нарушение требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, Единая комиссия АМС Моздокского района приняла решение об отклонении заявки на участие в Аукционе, которой был присвоен идентификационный номер N2 по основаниям, не предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, решение Единой комиссии АМС Моздокского района о признании заявки на участие в Аукционе, которой был присвоен идентификационный номер N2, не соответствующей требованиям Извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе является необоснованным.
Действия членов Единой комиссии АМС Моздокского района выразившиеся в отклонении заявки на участие в Аукционе, которой был присвоен идентификационный номер N2 по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственности за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "ВЛАДПРОЕКТ-М" на действия Единой комиссии АМС Моздокского района при проведении электронного аукциона N0110300000822000017 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы на объект "Строительство приюта для животных без владельцев на 200 голов".
2. Признать АМС Моздокского района нарушившей требования части 6 статьи 31 и части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Признать Единую комиссию АМС Моздокского района нарушившей требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
4. Выдать АМС Моздокского района предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела NА82-05/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица АМС Моздокского района, установившего требование к участникам закупки, не предусмотренное законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и требование о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов, а также членов Единой комиссии АМС Моздокского района, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 4 мая 2022 г. N А82-05/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022