Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор,
при участии представителя ООО "МЕДИКОМ":
- Домбровского Дениса Дмитриевича (на основании доверенности от 29.12.2021 года N3),
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Репниковой Оксаны Николаевны (на основании доверенности от 29.12.2021 года N2),
при участии представителей бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница N20'':
- Смирновой Надежды Геннадьевны (на основании доверенности от 29.04.2022 года),
- Дунаевой Ольги Викторовны (на основании доверенности от 29.04.2022 года),
рассмотрев жалобу ООО "МЕДИКОМ" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница N20'' при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (номер извещения 0131200001022002998),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "МЕДИКОМ" (далее - Заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница N20'' (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (номер извещения 0131200001022002998) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, положения извещения нарушают нормы Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.04.2022 года 17:14 (МСК) в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 438 666,66 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Как указывалось, выше, организацией, осуществляющей размещение в ЕИС опубликовано "Извещение о проведении электронного аукциона от 19.04.2022 N0131200001022002998" (далее - Извещение).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Как установлено извещением, объектом закупки является - регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга.
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 9 Правил формирования КТРУ установлено, что каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пунктом 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 18 Правил формирования КТРУ информация, включаемая в позицию каталога в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил формирования КТРУ, подлежит применению со дня включения в каталог новой позиции каталога. При этом дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 настоящих Правил, устанавливается уполномоченным органом не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога.
18.04.2022 года 10:32 (МСК) в КТРУ включена позиция каталога - Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга (код позиции - 26.60.12.111-00000037) с датой обязательного применения - 14.07.2022 года - Бессрочно.
Во исполнение вышеуказанных положений, Заказчиком при осуществлении закупки применён код позиции КТРУ - 26.60.12.111-00000037.
При этом, пунктом 9 Правил использования КТРУ установлено, что в случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться пунктом 7 Правил использования КТРУ.
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Приложением N3 к Извещению Заказчиком представлено - Описание объекта закупки следующего содержания:
Наименование Оборудования |
Характеристика Оборудования по КТРУ |
Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга |
Неинвазивное устройство с электропитанием, предназначенное для ношения пациентом во время выполнения обычных повседневных действий для 24-часовой записи электрокардиографических сигналов с целью диагностирования заболеваний сердца (например, аритмий). Записанные измерения могут быть загружены и проанализированы в медицинском учреждении, обычно с использованием компьютера со специальным программным обеспечением. Изделие известно как монитор Холтера; обычно включает в себя дисплей и органы управления и может включать в себя поверхностные электроды, подводящие провода и аксессуары, предназначенные для крепления/удаления (например, салфетки, средство для удаления клея). |
Анализ QT: Да | |
Анализ дыхания (реопневмограмма): Да | |
Беспроводная передача данных: Нет | |
Время непрерывной работы, максимальное: | |
Измерение артериального давления: Нет | |
Количество отведений, максимальное: 3 штука | |
Комплектация: Кабель ЭКГ | |
Контроль соединения электродов: Да | |
Определение зубца Р: Да | |
Регистрация импульсов электрокардиостимулятора: Да |
Должна обеспечиваться полная совместимость с уже имеющимся у Заказчика комплексом суточного мониторирования ЭКГ "МИОКАРД-ХОЛТЕР-2" и его программным обеспечением*.
При этом, правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в аукционной документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Согласно положениям статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм, следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Воронежского УФАС России было установлено, что под совокупность требований Технического задания, в частности требования об "обеспечении полной совместимости с уже имеющимся у Заказчика комплексом суточного мониторирования ЭКГ "МИОКАРД-ХОЛТЕР-2" и его программным обеспечением", соответствует товар единственного производителя ООО "Фирма "Астел".
При этом представителями Заказчика не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии Воронежского УФАС России прийти к однозначному выводу о том, что совокупности характеристик соответствует товар иного производителя.
Относительно довода Заказчика о необходимости совместимости приобретаемого медицинского изделия с имеющимся у Заказчика комплексом суточного мониторирования, Комиссия Воронежского УФАС России сообщает, что Законом о контрактной системе, в частности пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товаром, используемым заказчиком (в соответствии с технической документацией оборудования), предусмотрен механизм закупки таких товаров, при котором допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак.
Вместе с тем, Заказчик не воспользовался данным механизмом, а также не предоставил на заседание Комиссии Воронежского УФАС России техническую документацию, имеющегося оборудования, которое свидетельствовало бы о совместимости оборудования, исключительно с товарами определённого/определённых производителей, а именно:
1. Предоставленный Заказчиком формуляр на комплекс суточного мониторирования экг "Миокард холтер - 2" указывает лишь на комплектность данного комплекса.
2. Предоставленное Заказчиком письмо ООО "НИМП ЕСН", являющегося производителем комплекса суточного мониторирования ЭКГ МИОКАРД ХОЛТЕР-2 (исх. N50 от 27.04.2022 года) не является технической документацией оборудования и более того, получено Заказчиком уже после размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что выразилось в установлении характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Допущенное Заказчиком нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МЕДИКОМ" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница N20'' при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (номер извещения 0131200001022002998) обоснованной.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница N20'' нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница N20'' предписание об устранении нарушений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 12 мая 2022 г. N 036/06/33-475/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022