Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОМПЛЕКТСНАБ" (далее - заявитель, общество, ООО "КОМПЛЕКТСНАБ") на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган) и бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка погрузчиков с бортовым поворотом в комплекте с дополнительным сменным оборудованием (Реестровый номер 31.0438.22)" (извещение N 0152300011922000438) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 28.02.2022);
заказчика - "_" (доверенность N 99 от 05.05.2022);
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 1 от 01.03.2022),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4363э от 27.04.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 19.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152300011922000438 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 42 218 743,46 руб.
22.04.2022, 25.04.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
27.04.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 3 ценовых предложения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 29.04.2022 заявка одного участника отклонена. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 111794359 с ценой контракта 42007649,74 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Доводы жалобы фактически сводятся к тому, что совокупности характеристик, установленных в извещении об осуществлении закупки, не соответствует товар ни одного производителя.
В частности, такой характеристике как "Высота подъема ковша погрузчика 3000 и < 3500 миллиметр".
Из возражений уполномоченного органа (вх. N 4588э от 05.05.2022) и заказчика (вх. N 4532э от 04.05.2022) следует, что совокупности характеристик, установленных в извещении об осуществлении закупки соответствует товар как минимум двух производителей.
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В описании объекта закупки (приложение к извещению об осуществлении закупки) было установлено, в том числе следующее требование к закупаемому товару: "Высота подъема ковша погрузчика* 3000 и < 3500 миллиметр".
* - указаны минимальное и максимальное значения, при описании указывается одно значение показателя".
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки сформировано заказчиком с учетом позиции каталога товаров, работ услуг 28.92.20.000-00000022 "Погрузчик ковшовый" в соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Наименование спорной характеристики (показателя) и значение показателя соответствуют указанной позиции каталога товаров, работ услуг, при этом заказчиком применено значение показателя, отвечающее его потребности в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства о контрактной системе.
Заказчиком в материалы дела представлены документальные доказательства соответствия товаров двух производителей требованиям извещения об осуществлении закупки, а именно "Амкодор 211" (производства ОАО "Амкодор", Республика Беларусь), "МКСМ 1200А-1" (ООО "ПК "Промтрактор", Россия).
Высота подъёма ковша указанных погрузчиков равна 3195 мм. и 3165 мм. соответственно.
Ссылку подателя жалобы на то, что высота подъёма ковша указанных погрузчиков равна 3635 мм и 4235 мм., Комиссия полагает несостоятельной, так как заявитель фактически приводит в своей жалобе значения показателя "высота погрузчика с поднятым ковшом".
Из представленных технических документаций и пояснений заказчика усматривается, что требование к "высоте подъёма ковша" устанавливалось исходя из максимальной высоты подъёма стрелы.
В данной части также необходимо отметить следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В материалы дела заявителем не было представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о неправомерности установления заказчиком спорной характеристики, а также о невозможности принятия участия в данной закупке, в том числе с учетом того, что на участие в закупке было подано 3 заявки, две из которых были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Комиссия также учитывает, что общество хотело предложить к поставке иной товар, который не отвечает потребности заказчика.
Таким образом, заявителем не доказано ограничение количества участников закупки, а равно нарушение прав и законных интересов общества.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях уполномоченного органа и заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОМПЛЕКТСНАБ" на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка погрузчиков с бортовым поворотом в комплекте с дополнительным сменным оборудованием (Реестровый номер 31.0438.22)" (извещение N 0152300011922000438).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 мая 2022 г. N 055/06/33-386/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022