Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_"- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ИНВЕСТ" (далее - заявитель, общество, ООО "РЕГИОН ИНВЕСТ") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городской клинический перинатальный центр" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка экспресс-тестов (ВИЧ) (Реестровый номер 221051)" (извещение N 0852500000122000895) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 04.05.2022);
заказчика - "_" (доверенность от 04.05.2022), "_" (доверенность от 04.05.2022), "_" (доверенность от 04.05.2022);
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 24 от 29.12.2022),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4462э от 29.04.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 25.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000122000895 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 300 000 руб. 22.04.2022, 25.04.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
06.05.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 4 ценовых предложения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 11.05.2022 заявки двух участников были отклонены. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 111831798.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Доводы жалобы фактически сводятся к следующему:
- При описании объекта закупки нарушены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее также Правила использования каталога товаров, работ, услуг), в частности установлены дополнительные требования к закупаемому товару;
- Описание объекта закупки сформировано под товар конкретного производителя (ООО "БИО ФОКУС"), что ведет к ограничению количества участников закупки.
Из возражений уполномоченного учреждения (вх. N 4537э от 04.05.2022) и заказчика (вх. N 4533э от 04.05.2022) следует, что описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, при этом совокупности характеристик, установленных в извещении об осуществлении закупки соответствует товар как минимум двух производителей.
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В описании объекта закупки (приложение к извещению об осуществлении закупки) были установлены следующие требования к товару:
п/п |
Наименование товара |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
|||
|
Наименование показателя, единица измерения |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования |
||
1 |
ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммунохроматографический анализ, экспресс-анализ |
1 |
Количество выполняемых тестов, штука |
|
Соответствует КТРУ |
2 |
Выявление антител ВИЧ-1 группы О одновременно с антигеном ВИЧ1 p24 и антителами к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 (ВИЧ-1, ВИЧ-2) |
соответствие |
Определение антигена р 24 позволяет проводить диагностику ВИЧ-инфекции на ранних стадиях инфицирования, до выработки антител. Одновременное выявление антител к вирусу ВИЧ-1,2 и антигена вируса р 24 повышает диагностическую ценность исследования. |
||
3 |
Биоматериал: сыворотка, плазма, цельная кровь |
соответствие |
Позволяет выполнить полный профиль исследования на ВИЧ-инфекцию в биологических жидкостях человека |
||
4 |
Время проведения исследования, минута |
не более 10* |
Для обеспечения выполнения необходимого объема исследований в лаборатории Заказчика. Чем меньше время проведения исследования, тем большее количество тестов может выполнить медицинский персонал |
||
5 |
Чувствительность,% |
100 |
Позволяет сократить период серологического окна и снизить риск посттрансфузионного инфицирования ВИЧ1/ВИЧ2 |
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки сформировано заказчиком с учетом позиции каталога товаров, работ услуг 21.20.23.110-00010925 "ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммунохроматографический анализ, экспресс-анализ" в соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг.
При этом использование дополнительной информации (установление дополнительных требований) обосновано. Надлежащие обоснование размещено в составе извещения об осуществлении закупки и сводится к специфике работы учреждения.
Комиссия особо отмечает, что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Федерального закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг обязательному использованию заказчиком.
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки Правила использования каталога товаров, работ, услуг соблюдены в полном объеме, в связи с чем довод жалобы в указанной части признан необоснованным.
В части довода об ограничении конкуренции путем формирования описания объекта закупки под конкретного производителя, Комиссия отмечает, что заказчиком в материалы дела представлены документальные доказательства соответствия товаров как минимум двух производителей требованиям извещения об осуществлении закупки, а именно:
- "Набор реагентов "Тест-система иммунохроматографическая для качественного определения антител к ВИЧ-1, ВИЧ-1 группы О, ВИЧ-2 типа и антигена р24 ВИЧ-1 в образцах сыворотки, плазмы или цельной крови человека" "БиоТрейсер ВИЧ Комбо Ag/Ab" по ТУ 21.20.23-007-15580960-2019" (производства ООО "БИО ФОКУС", Россия, регистрационное удостоверение N РЗН 2022/13137 от 12.01.2021);
- "Набор реагентов SD BIOLINE для экспресс-определения in vitro ВИЧ-инфекции" (производства Стандарт Диагностикс, Инк., регистрационное удостоверение N РЗН 2013/569 от 27.02.2014).
Комиссия также учитывает, что на участие в закупке было подано 4 заявки, участником закупки с идентификационным номером заявки 111842552 к поставке был предложен иной товар "Одноэтапный тест-картридж для выявления антител к ВИЧ в сыворотке/плазме и цельной крови (Anti-HIV-WB-Cart-DAC)" (производства НПФ DAC-SpectroMed OOO, Молдова, регистрационное удостоверение N РЗН 2013/1114 от 10.07.2017).
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 06.05.2022 торги состоялись, снижение общей начальной цены лота составило 26,50%.
В данной части также необходимо отметить следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В материалы дела заявителем не было представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о неправомерности установления заказчиком спорных характеристик, а также о невозможности принятия участия в данной закупке, в том числе с учетом того, что на участие в закупке было подано 4 заявки, две из которых были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Комиссия также учитывает, что ООО "РЕГИОН ИНВЕСТ" была подана заявка на участие в рассматриваемой закупке, следовательно, в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе общество выразило безусловное согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
ООО "РЕГИОН ИНВЕСТ" к поставке был предложен товар "Набор реагентов in vitro для одновременного выявления антигена p24 ВИЧ и антител к ВИЧ 1 и 2 типов в сыворотке, плазме или цельной крови человека "Alere HIV Combo": вариант исполнения 1: Тест-карта Alere HIV Combo (Alere HIV Combo, 2 cards (10 test (card)) - 2шт. по 10 тест-полосок" (производства "Эбботт Диагностикс Медикал Ко., Лтд.", Япония, регистрационное удостоверение N РЗН 2018/6983 от 211.2020).
Данное медицинское изделие позволяет провести меньшее количество тестов - 20 штук, при этом время проведения тестов увеличено и составляет 20 мин., что однозначно не соответствует обоснованной потребности заказчика.
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, заявителем не доказано ограничение количества участников закупки, а равно необоснованное ограничение заявителя в участие в данное закупке, и как следствие нарушение его прав и законных интересов, в том числе с учетом подачи обществом заявки на участие в конкурентной процедуре.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях уполномоченного учреждения и заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ИНВЕСТ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городской клинический перинатальный центр" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка экспресс-тестов (ВИЧ) (Реестровый номер 221051)" (извещение N 0852500000122000895).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 мая 2022 г. N 055/06/33-393/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022