Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_>- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭНДО-МЕД" (далее - заявитель, общество) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (набор, порт)" (извещение N 0352100002022000114) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - <_> (доверенность от 07.06.2021), <_> (доверенность от 07.06.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4456э от 28.04.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 21.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352100002022000114 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 200000 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.05.2022 заявка единственного участника электронного аукциона (Акционерное общество Медицинская компания "Фармальянс") признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее:
3.1. В жалобе заявителем указано: "Заказчиком нарушена 33 ст. Закона N 44 ФЗ, поскольку к позиции 2 ТЗ установлены требования, которые не являются ни техническими, ни функциональными, ни эксплуатационными. На основании письма Росздравнадзора РФ N 09П-53414 от 02 декабря 2021 г. (приложение N1 к настоящей жалобе): "материал порт-системы не влечет никаких дополнительных функциональных возможностей для пользователя, т.е. не влияет на потребительские (эксплуатационные) характеристики. Таким образом, требование заказчиком определенного материала порта не является корректным". Вместе с тем, к позиции 2 ТЗ, Заказчиком незаконно установлены требования к материалам изготовления корпуса порт-систем, а именно: "корпус должен быть из полисульфона или полиоксиметилена, дно и стенки камеры титановые".
В связи с вышеизложенным, требуем удалить из технического задания требование к конкретным материалам, поскольку на основании ответа Росздравнадзора РФ, материал изготовления не имеет никакой роли при лечении пациентов.
Обращаем внимание контролирующего органа на факт того, что Заявитель - ООО "ЭНДОМЕД" является дистрибьютером Отечественного производителя имплантируемых порт-систем ООО "ТитанБио", продукция которого полностью соответствует требованиям технического задания, за исключением материала изготовления корпуса порт-системы.
Дополнительно сообщаем, что ФАС России в письме N ПИ/39795/22 от 20.04.2022 г. ПОЛНОСТЬЮ поддерживает позицию Росздравнадзора РФ относительно установления требований к конкретным материалам изготовления порт-систем. По мнению ФАС России, материал порта катетера не является дополнительной функциональной характеристикой, влияющей на потребительские (эксплуатационные) свойства имплантируемых порт-систем, в связи с чем, ФАС России поддерживает позицию, изложенную в письме Росздравнадзора от 02.12.2021 N 09П-53414".
Согласно письменным возражениям заказчика (письмо от 05.05.2022 вх. N 4590э), а также устным пояснениям представителей заказчика описание объекта закупки сформировано в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Материалами дела подтверждено следующее.
Объектом закупки являются медицинские изделия (набор для инфузионного насоса, порт/катетер сосудистый).
Наименование, характеристики и количество поставляемого товара установлено заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки (далее - описание объекта закупки).
В отношении спорной позиции (пункт 2 описания объекта закупки) "Порт/катетер сосудистый" описание товара установлено в соответствии с характеристиками, установленными КТРУ 32.50.13.110-00005602:
Порт/катетер сосудистый |
Внешний диаметр катетера |
Во исполнение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, пунктов 5 и 6 Правил использования КТРУ, заказчиком по позиции 2 "порт/катетер сосудистый" установлены дополнительные характеристики товара с обоснованием необходимости использования такой информации:
Порт/катетер сосудистый |
Дополнительные характеристики: 1. Применение: С помощью специальных игл к портам 2. Материал порта: Корпус из полисульфона или полиоксиметилена, дно и стенки камеры титановые 3. Внутренний диаметр катетера не менее 1,1 мм 4. МРТ совместим. 5. Поддержка высокого давления в системе при введении контрастного вещества не менее 300/21 PSI/Bar 6. Система полностью визуализируемая рентген-лучами 7. Материалы порт-системы не содержат латекс, ПВХ и фталаты 8. В комплектацию порта входит: рентгеноконтрастное соединительное кольцо/коннектор, игла для пункции вен, J-образный проводник с механизмом блокировки обратного движения проводника, туннелер, расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм, венолифтер, игла (типа Губера) специальной заточки. |
Обоснование использования дополнительных характеристик:
1. Во избежание нарушения целостности силиконовой мембраны и обеспечения подкожной инъекции/инфузии через порт
2. Комбинация материалов обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные артефакты при проведении КТ, МРТ и рентгенографии, при этом дно и стенки титановой камеры защищены от повреждения остриём иглы. Указание материалов требуется для обеспечения безопасного использования и информирования пациента на предмет возможных аллергических реакций.
3. Для обеспечения скорости потока и расчета объема заполнения катетера при промывании
4. Для безопасного использования и безопасного проведения МРТ исследования у пациента с установленной порт-системой
5. Для обеспечения безопасности при КТ исследовании, где требуется высокая скорость введения контрастного вещества. Введение контрастного препарата только через специальные иглы к порт-системам, выдерживающими давление
6. Для безопасного проведения исследований, для контроля положения систем
7. Для совместимости порт-системы со всеми химиопрепаратами
8. Данная комплектация обеспечивает оптимальное использование и безопасную установку. Туннелер предназначен для формирования подкожного туннеля. Венолифтер предназначен для выделения вены в случае использования методики венесекции. Игла (типа Губера) необходима для промывания порта.
В отношении установления заказчиком дополнительной характеристики товара "Материал порта: Корпус из полисульфона или полиоксиметилена, дно и стенки камеры титановые" заказчиком представлены пояснения, что установленные дополнительные характеристики товара имеют клиническое значение и содержат показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара потребности заказчика.
Установленное дополнительное требование в отношении материала порт-системы, как и в случае с другими изделиями, имплантируемыми на длительный срок в организм человека (такие как тазобедренные импланты, сетчатые импланты, кардиостимуляторы и прочие) необходимо для дальнейшего информирования пациента о составе материала имплантируемого изделия, на предмет возможных аллергических реакций.
Закупка осуществляется индивидуально для конкретных видов оперативных манипуляций. В каждом конкретном случае, каждая характеристика устанавливается заказчиком исходя из опыта работы, специфики работы, соблюдения интересов пациентов и имеет для Заказчика принципиальное значение.
Заказчиком при описании материала порта указан материал, который является безопасным, биосовместимым и по опыту использования исключает артефакты: не вызывает отторжений или реакций гиперчувствительности при длительном нахождении в организме пациента. Комбинация материалов камеры и корпуса обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные риски при проведении КТ, МРТ и рентгенографии.
Относительно ссылки ООО "ЭНДО-МЕД" на письмо-запрос от 20.10.2021, направленный в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации (далее - Росздравнадзор), по вопросу разъяснения применения материала порта "с корпусом из эпоксидной смолы" следует отметить, что в указанном запросе заявителя материал изготовления корпуса изделия - "эпоксидная смола", который не был заявлен в технических характеристиках спорной закупки.
Кроме того, предоставленный ответ Росздравнадзора N 09П-53414 от 02.12.2021 не содержит запрета заказчику на установление значимых характеристик товара для обеспечения безопасности использования имплантируемых изделий.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В силу части 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 105, части 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Общество не представило доказательств того, что содержащиеся в извещении о проведении электронного аукциона дополнительные требования к товару создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также заявитель не представил доказательств объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении именно такой продукции, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана заказчиком в описании объекта закупки.
Требования заказчика к характеристикам порта/катетера в равной степени распространялись на всех участников закупки, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар.
Установление дополнительных требований к товару вызвано объективными потребностями заказчика, обусловлено опытом использования таких изделий, спецификой лечебного процесса, используемыми технологиями в лечебном учреждении и о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе не свидетельствуют.
При этом из пояснений заказчика следует, что комбинация материала, указанная им в описании объекта закупки имеется у следующих производителей: БАРД (титан/полиоксиметилен - DelrinR), PFM Medical (титан/полиоксиметилен), Vygon (титан/поликсиметилен), BBraunMedical (титан/полисульфон), Mederen (титан или полиоксиметилен).
Кроме того необходимо отметить следующее.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, в связи с чем, признает данный довод жалобы необоснованным.
3.2. Заявитель считает, что заказчиком было допущено нарушение Правил использования КТРУ, поскольку в пункте 8 позиции 2 "порт/катетер сосудистый" описания объекта закупки заказчиком установлено обоснование не всех дополнительных характеристик.
Помимо указанного, в данном пункте, по мнению Общества, заказчиком неправомерно установлено требование к товару расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм".
Заявитель указывает: "Наоборот, чем длиннее расщепляемый интродьюсер с дилататором, тем глубже он может войти за зону бифрукации яремной и подключичной вен и тем проще будет установить имплантируемую порт-систему".
Обоснование пункта 8 позиции 2 "порт/катетер сосудистый" описания объекта закупки сформировано заказчиком следующим образом: "Данная комплектация обеспечивает оптимальное использование и безопасную установку. Туннелер предназначен для формирования подкожного туннеля. Венолифтер предназначен для выделения вены в случае использования методики венесекции. Игла (типа Губера) необходима для промывания порта".
В возражениях заказчиком по данному доводу жалобы заявителя указано: "Дополнительная характеристика (пункт 8 Обоснования дополнительных характеристик) описывает стандартную комплектацию изделия (порт/катетер сосудистый), необходимую для установки по методу Сельдингера.
Ключевым значением в обосновании комплектации является - оптимальное использование и безопасная установка.
Тем не менее, по факту акцентирования заявителем каждого отдельного слова в составе комплектации отмечаю:
- Рентгеноконтрастное соединительное кольцо/коннектор - обоснование содержится в своём названии - "соединительное кольцо/коннектор", т.е. для соединения порта и катетера;
- Игла для пункции вен - обоснование содержится в своём названии "для пункции вен";
- J-образный проводник с механизмом блокировки обратного движения проводника - соответственно для обеспечения оптимального использования и безопасной установки.
- Расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм - обеспечивает оптимальное использование и безопасную установку изделия.
Изделие с характеристикой "Расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм" изготовляют два производителя: ПФМ Медикал (120 мм) и Б.БраунМедикал (139 мм).
Расщепляемый интродьюсерс дилататором - это единое вспомогательное устройство для установки катетера в сосудистое русло (собраны вместе), т.е. дилататор вставлен в расщепляемый интродьюсер как "ножны в чехол".
Сосудистый дилататор расширяет чрескожный прокол, заводится в сосудистое русло, затем удаляется, а расщепляемый интродьюсер остается в венозном русле и по нему заводится катетер в сосуд, далее интродьюсер расщепляется на две части при помощи "крылышек" интродьюсера и утилизируется, а катетер остается в вене. На этом этапе установки длина расщепляемого интродьюсера имеет значение, т.к. слишком длинный интродьюсер может травмировать сосудистую стенку, а слишком короткий "выйти" из сосудистого русла, что приведет к неэффективности и повторной манипуляции и, следовательно, повышению риска инфекции сосудистого русла.
Закупка портов осуществляется Заказчиком не для катетеризации яремной или подключичной вен, как утверждает заявитель жалобы, а для проведения регионарной химиотерапии через систему воротной вены.
В учреждении имеется специализированное отделение портальной гипертензии, на базе которого лечатся пациенты с опухолевыми заболеваниями печени, нуждающиеся в проведении регионарной химиотерапии. Во время оперативного лечения (при "открытых" операциях) пациентов с опухолевыми заболеваниями печени, а так же иных операциях на брюшной полости, во время которых обнаруживается опухолевый очаг в печени, устанавливается катетер в пупочную вену, проходящую в круглой связке печени. При этом лекарственное средство доставляется прямо к очагу поражения через систему воротной вены.
Такое селективное введение позволяет создать высокую концентрацию химиопрепарата непосредственно в опухолевых клетках и в то же время снизить токсическое воздействие на здоровые ткани организма. Для успешной реализации катетеризации пупочной вены длина интродьюсера с дилататором должна быть не более 140 мм, что обеспечивает снижение риска травмирования/повреждения стенки воротной вены.
Комиссия считает, что обоснование необходимости использования дополнительной информации в том виде, в котором оно приведено в описании объекта закупки не противоречит нормам Федерального закона о контрактной системе, а также Правил использования КТРУ.
Что касается установления заказчиком дополнительной характеристики "расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм", Комиссия отмечает, что заявитель не представил доказательств того, что содержащееся требование к товару создало одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Установление дополнительного требования к товару (длине) вызвано объективными потребностями заказчика, обусловлено опытом использования таких изделий, спецификой лечебного процесса, используемыми технологиями в лечебном учреждении и о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе не свидетельствуют.
Положения Федерального закона контрактной системе не обязывают заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении об осуществлении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим товарам, соответственно заказчик не обязан устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
Более того, исходя из пояснений заказчика, следует, что как минимум изделия двух производителей имеют расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, в связи с чем, признает данный довод жалобы необоснованным.
3.3. Заявителем в жалобе дословно указано: "Заказчиком в один аукцион объединены уникальная позиция (П.1 ТЗ - Набор для волюметрических насосов Инфузомат Спэйс и Инфузомат ФМС (имеющихся в эксплуатации у заказчика)) а так же неуникальная позиция (П.2 ТЗ - Порт/катетер сосудистый), требованиям которой подходят товары как минимум 2 производителей. Вместе с тем, объединение в один аукцион уникальной и неуникальной позиции ограничивает число участников закупки. На основании изложенного, просим Контролирующий орган обязать Заказчика вынести позицию 1 ТЗ в отдельный аукцион".
Вместе с тем, заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих уникальность товара по позиции 1 "набор для инфузионного насоса" описания объекта закупки.
При этом следует отметить, что товары, объединенные заказчиком в один лот, находятся в свободном обращении на территории Российской Федерации, не являются эксклюзивным товаром т.к. имеет один характер, относится к одной группе кода ОКПД2 32.50 "Инструменты и оборудование медицинские" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ок 034-2014 (кпес 2008), т.е. является технологически связанным товаром.
Объединение товара относящихся к одной номенклатурной группе товаров, в один лот обусловлено потребностями заказчика, не противоречит действующему законодательству и соответствует сложившейся практике осуществления закупок расходных материалов для медицинских учреждений.
Техническое задание заказчика не содержит требований к поставке товара конкретных производителей. Для заказчика не имеет значение страна производства и/или производитель товара, единственно значимым условием является то, что поставленный товар должен обеспечить работу волюметрических насосов Инфузомат Спэйс и Инфузомат ФМС (имеющихся в эксплуатации у заказчика).
Кроме того, предметом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, заказчик не может ограничить круг потенциальных поставщиков - участников закупки.
Участником аукциона по спорному лоту может быть любое юридическое лицо (как поставщик, так и производитель товара) или физическое лицо, любой участник закупки вправе приобрести товар (у любых производителей), соответствующий требованиям, изложенным в описании объекта закупки и принять участие в аукционе.
Отсутствие у заявителя (иных заинтересованных лиц) товара, соответствующего потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав заявителя (или иных заинтересованных лиц), а также ограничения числа участников торгов.
Доказательств, что заявитель не имеет возможности закупить и поставить такие шприцы, не представлено.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭНДО-МЕД" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (набор, порт)" (извещение N 0352100002022000114).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 мая 2022 г. N 055/06/33-382/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022