Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей
От заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Медсервис":
- Казачков А.В. (генеральный директор Общества);
- Шахрай М.О. (представитель по доверенности);
От заказчика - КГБУЗ "Хабаровский специализированный дом ребенка":
- Чардымская А.С. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МЕДСЕРВИС" и материалы дела N 027/06/50-602/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "МЕДСЕРВИС" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - КГБУЗ "Хабаровский специализированный дом ребенка" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра (извещение N0322200030722000003 от 20.04.2022).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями заказчика, направившего проект контракта, содержащий сведения, несоответствующие условиям закупки.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322200030722000003 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 20.04.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): запрос котировок в электронной форме.
Объект закупки: оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 119 200,16 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 20.04.2022 16:18 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.04.2022 18:00 (МСК+7)
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 29.04.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2022 NИЗК1 на участие в торгах подали заявки 2 (два) участника закупки, обе заявки признаны соответствующими требованиям документации.
28.04.2022 заказчиком в адрес ООО "МЕДСЕРВИС" направлен проект контракта.
Не согласившись с отдельными условиями проекта контракта в части срока действия, суммы обеспечения исполнения контракта, участник закупки обратился в Хабаровское УФАС России с жалобой, указав на невозможность направления протокола разногласий и невозможность редактирования условий контракта заказчиком.
Заказчиком отзыв на жалобу не представлен, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика с доводами жалобы ООО "МЕДСЕРВИС" согласился в полном объеме.
Изучив материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из положений ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 6 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Как следует из материалов дела, проект контракта, направленный участником закупки, содержит следующие условия:
- "Принять к сведению, что Исполнитель внес обеспечение исполнения контракта на сумму 993 491 (девятьсот девяносто три тысячи четыреста девятьсот один) рубль" (п. 8.1 контракта);
- "Настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 28.02.2019 г. включительно" (п. 11.1 проекта контракта).
При этом исходя из условий извещения об осуществлении закупки, размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 5 % от цены, по которой заключается контракт в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Срок действия контракта также противоречит условиям закупки, устанавливая действие до 28.02.2019, при условии осуществления закупки 20.04.2022 и исполнении контракта в течении 60 календарных дней после его заключения.
Следовательно, в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, заказчиком направлен проект контракта для подписания участником закупки, несоответствующий условиям об осуществлении закупки, в связи с чем жалоба ООО "МЕДСЕРВИС" признается обоснованной.
Кроме того, Комиссией Хабаровского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Следовательно, срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, срок исполнения обязательств по контракту определен в течении 60 календарных дней после заключения контракта.
Вместе с тем, условиями п. 8.3.1 проекта контракта предусмотрено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, что противоречит положениям ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила N1042).
Пунктом 4 Правил N1042 установлено следующее условие:
- за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Также пунктами 11, 12 Правил N1042 предусмотрены следующие условия:
- Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта;
- Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В рассматриваемом случае закупка осуществляется с учетом условий п. 1 ч. 1 ст.30 Закона о контрактной системе, устанавливающих особенности участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, условия пунктов 9.3.3, 9.4, 9.5 проекта контракта не соответствуют Правилам N1042, в частности, устанавливают следующее:
- "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства, если таковое установлено), предусмотренных настоящим контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9.3.4, 9.3.5 настоящего Контракта):
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) (п. 9.3.3);
- "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта" (п. 9.4);
- Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта (п. 9.5).
Следовательно, указанные условия противоречат положениям Правил N1042, а действия заказчика, установившего указанные условия в проекта государственного контракта, нарушают ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Допущенные заказчиком нарушения требований Закона о контрактной системе образуют признаки составов административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1.4, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с выявленными нарушениями Закона о контрактной системе, не оказавшими влияния на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о возможности выдачи предписания заказчику об устранении выявленных нарушений путем аннулирования процедуры подписания проекта контракта между заказчиком и победителем закупки, внесения изменений в проект контракта при направлении его на подписание победителю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МЕДСЕРВИС" на действия заказчика - КГБУЗ "Хабаровский специализированный дом ребенка" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра (извещение N0322200030722000003 от 20.04.2022) обоснованной.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Хабаровский специализированный дом ребенка" нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 5, ч. 8 ст. 34, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования процедуры подписания проекта контракта между заказчиком и победителем закупки, внесения изменений в проект контракта при направлении его на подписание победителю.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 мая 2022 г. N 7-1/93
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022