Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя Камчатского УФАС России Фисенко Е.В.;
членов Комиссии:
- главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.,
- специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского" (далее - Заказчик; ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского") Ячменюка Д.В. (по доверенности от 20.04.2022 N б/н), Топычкановой Я.И. (по доверенности 04.05.2022 N б/н),
заявителя - ООО "Сограндис" Лисового А.А. (по доверенности от 10.03.2022 N б/н),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на положения извещения с прикреплёнными электронными документами Заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку микроскопа операционного (закупка N 0338200009822000114) (далее - Товар) (далее - Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения поставщика путем проведения ЭА на поставку Товара (закупка N 0338200009822000114). Извещение с прикреплёнными электронными документами (далее - Извещение) о Закупке размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 18.04.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 37 689 420,00 рублей.
Перечень прикрепленных документов к извещению:
- требование к заявке;
- титульник;
- приложение N 2 НМЦК;
- проект договора;
- приложение N 1 техническое задание (далее - Объект закупки; ТЗ);
- реквизиты.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2022 NИЭА1 по Закупке подана 1 заявка, которая была признана соответствующей требованиям.
26.04.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная через ЕИС 25.04.2022, на положения извещения об осуществлении Закупки. По мнению Заявителя, совокупности характеристик поставляемого Товара "Микроскоп операционный", установленных Заказчиком в ТЗ Извещения, соответствует микроскоп операционный соответствуют единственному производителю Leica M530 OHX "Лейка Микросистемс (Швейц) АГ", страна происхождения - Сингапур, что может привести к ограничению потенциальных участников.
В возражениях от 04.05.2022 N б/н Заказчик с доводами жалобы не согласился, представив письменные пояснения.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Предметом закупки является поставка микроскопа операционного.
Согласно подпункту 9.1 пункта 9 Приложения 1 Извещения показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, количество поставляемого товара, требования к количеству товара:
|
Заявитель считает, что совокупности требований, изложенных в ТЗ, подходит продукция "Лейка Микросистемс (Швейц) АГ" модель Leica М530 ОНХ.
О том, что товары соответствуют одному производителю, приводит следующие доводы.
Пункт в ТЗ |
Наименование характеристики |
Значение параметра в ТЗ |
Руководство Leica M530_OHX (Приложение N2) |
Руководство Zeizz Pentero 900 (Приложение N2) |
Руководство Haag streit (Приложение N2) |
3 |
Диапазон изменения рабочего расстояния, мм |
Не менее 375 |
375 Стр. 12 |
|
Стандарт - 314, альтернативно - 250 Стр. 14 |
17.2 |
Мощность основного источника света, Вт |
Не менее 400 |
400 Стр. 58 |
300 Стр. 11 |
300 Стр. 14 |
17.4 |
Мощность аварийного источника света, Вт |
Не менее 400 |
400 Стр. 58 |
300 Стр. 11 |
300 Стр. 14 |
17.5 |
Два независимых источника питания - по одному для каждого источника света. |
наличие |
|
|
|
18 |
Интегрированные флуоресцентные модули |
Не менее 3 |
|
|
|
21 |
Флуоресцентный модуль для визуализации и контрастирования сосудов в режиме реального времени с сохранением естественного освещения и цветности окружающих тканей при использовании флуоресцеина натрия |
Наличие |
Наличие Стр. 10 |
Отсутствует |
Отсутствует |
23 |
Основание с единым центральным блокиратором колес, размером, мм |
Не более 700 х 700 |
690*690 Стр. 61 |
736*736 Стр. 9 (рисунок) |
785*794 Стр. 14 (рисунок) |
25 |
Возможность ручной корректировки балансировки |
Наличие |
Наличие Стр. 25 |
Отсутствует |
Отсутствует |
27 |
Длина выноса оптической оси объектива микроскопа относительно центральной оси штатива, мм |
Не менее 1925 |
1925 Стр. 61 (выдвижная консоль), стр. 69 (рисунок) |
1530 Стр. 9 (рисунок) |
1870 Стр. 14 (рисунок) |
37 |
Диагональ сенсорного монитора, дюйм |
Не менее 27 |
27 и 31 Стр. 50 |
22 Стр. 11 (видео) |
21,5 Стр. 8 |
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и основывал требования к объекту закупки, исходя из своей потребности. Совокупности характеристик поставляемого товара "Микроскоп операционный", установленных Заказчиком в технической части Извещения обусловлены потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не влекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры. Поскольку приоритетной целью госзакупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него Товара, необходимого Заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок Заказчиком. При этом, Заказчик в своих пояснениях не отрицает того, что совокупность характеристик, установленных в Извещении, соответствуют единственному производителю.
Документального подтверждения соответствия характеристик закупаемого товара нескольких производителей Заказчиком не представлено.
Комиссия отмечает, что, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в Извещении, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Также Комиссия считает необходимым отметить, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то Извещение о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в Извещении, Заказчику необходимо определить каким образом, требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что является ограничением круга потенциальных участников Закупки и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требования аукционной документации ограничивают количество Участников закупки, что является нарушением пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности рассматриваемой жалобы.
Выявленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчика предписание об устранении выявленного нарушения.
Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Фисенко
Члены комиссии: ____________________ Ю.С. Косарева
____________________ Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 5 мая 2022 г. N 041/06/33-202/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022