Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 мая 2022 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения с использованием системы видеоконференц-связи ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Индивидуального предпринимателя Батурина Андрея Валерьевича (адрес: 614087, Пермский край, г. Пермь, ул. Малкова, д.30А, кв.9; ИНН 590300555276), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по поставке микроскопов оптических для нужд ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" (номер извещения 0357100012821000034),
УСТАНОВИЛА:
25 апреля 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя Батурина Андрея Валерьевича (адрес: 614087, Пермский край, г. Пермь, ул. Малкова, д.30А, кв.9; ИНН 590300555276), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по поставке микроскопов оптических для нужд ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" (номер извещения 0357100012821000034).
Рассмотрение сведений состоялось 04 мая 2022 года в 15 часов 00 минут.
Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N N0357100012821000034 о проведении электронного аукциона - 20.10.2021 13:48.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 867 459,04 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "ЕЭТП".
4) Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.10.2021 N0357100012821000034-1, подано восемь заявок, все признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
5) Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 03.11.2021 0357100012821000034-3, участие приняли шесть заявок, по итогу победителем признан ИП Батурин А.В. с предложенной ценой контракта 1 169 940,5 рублей (снижение 37,35 %). Применен приказ N126н (снижение цены на 15%).
6) 18.11.2021 между Заказчиком и ИП Батуриным А.В. заключен контракт N 32 на поставку микроскопов оптических для нужд ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" на сумму 994 449,43 рублей, со сроком поставки товара до 01.12.2021 года. (реестровый номер: 1602713861721000043).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Поставщик обязуется поставить микроскопы оптические для нужд ПсковГУ (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п.2.5. контракта источник финансирования Контракта - субсидия на выполнение государственного задания (средства бюджетных учреждений).
Согласно п.3.1. контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Псковская область, г. Псков, пл. Ленина, д.2 (склад) (далее - место доставки), в срок до 01 декабря 2021 года.
30.11.2021 от Поставщика в адрес Заказчика письмо о задержке поставки в связи с ухудшением вирусной ситуации на таможенном контроле Китай-Казахстан и длительными проверками грузов.
01.12.2021 от Заказчика в адрес Поставщика претензионное письмо с требованием исполнить обязательства в срок 10 (десяти) календарных дней (исх. N02.1.1.30-83080).
08.12.2021 от Поставщика в адрес Заказчика письмо в дополнение к письму исх.N114 от 30.11.2021 о задержке поставки товара, в связи с чем просит рассмотреть возможность продления поставки до 31.01.2022 (исх.N120).
15.12.2021 от Заказчика в адрес Поставщика претензионное письмо с требованием в срок до 10.12.2021 поставить товар (исх.N02.1.1.30-8856).
29.12.2021 от Поставщика в адрес Заказчика письмо с просьбой продлить срок поставки до 14.01.2022 и принять товар. Также Поставщик сообщает о прохождение товара таможенного контроля, срок прибытия в г. Москва - 01.01.2022 г.
24.01.2022 ИП Батурин А.В. произвел поставку товара.
Согласно п.3.5. контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
31.01.2022 Акт внутренней экспертизы товара с выявленными техническими неисправностями, в связи с чем Заказчик настаивает на внешней экспертизе поставленного товара.
В соответствии с п.3.7. контракта при выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.6 Контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
07.02.2022 от Заказчика в адрес Поставщика претензионное письмо с просьбой в срок до 15.02.2022 произвести замену поставленного товара на товар надлежащего качества (исх.N30.0207-35).
14.02.2022 от Поставщика в адрес Заказчика письмо с уведомлением о проведении дополнительной экспертизы в срок с 15.02.2022 в течение 5 календарных дней (исх.N97).
26.02.2022 от Поставщика в адрес Заказчика письмо с результатами проведенной экспертизы, согласно которой Поставщик обязуется заменить поврежденные детали. Срок замены - до 20.03.2022 г.
29.03.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.04.2022 Возражение Поставщика в адрес Заказчика на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.04.2022 Требование Заказчика об уплате неустоек (пеней) в размере 72 263, 33 руб.
22.04.2022 от Поставщика в адрес Заказчика письмо с уведомление о том, что Поставщиком заказана новая партия товара с ориентировочным прибытием груза в связи с увеличением срока поставки из-за проведения специальной военной операции и введением санкций в отношении РФ до 05.05.2022 г.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе ФАС России в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 13 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения стороны, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.5. контракта, установлено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- в случае если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или нарушает график выполнения работ более, чем на 7 (семь) рабочих дней, или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ст. 715 ГК РФ);
- в случае если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ст.723 ГК РФ);
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
29.03.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.03.2022 Решение направлено по электронной почте ИП, указанной в контракте.
29.03.2022 Решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
29.03.2022 Решение направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (номер почтового идентификатора 80093370812546).
Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Согласно действующему законодательству при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Уведомление о вручении почтового отправления с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком в адрес Псковского УФАС не предоставлено.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 29.03.2022 + 15 + 10 = 23.04.2022.
Согласно части 3 стать 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Сведения о расторжении контракта в разделе "реестр контрактов" направлены Заказчиком на размещение 25.04.2022 в регламентированный Законом срок.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Сведения в отношении ИП Батурин А.В. поступили в Псковское УФАС 25.04.2022 в регламентированный Законом срок.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у ИП Батурин А.В. обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Псковское УФАС России не представлено.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения подрядчика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно письменным пояснениям ИП Батурина А.В. задержка поставки товара произошла в связи с ситуацией на таможенном контроле Китай-Казахстан, длительными проверками грузов, выявлением несоответствия товара качественным характеристикам, а также последующим устранением данных несоответствий посредством замены поврежденных деталей, также задержавшихся на границе в связи со специальной военной операцией РФ.
Данный довод не находит своего обоснования, поскольку ИП Батурин А.В. при снижении цены контракта на 37,35%, с учетом последующего применения Приказа N126н, учитывая короткие сроки поставки товара (с 18.11.2021 г. по 01.12.2021 г.), не имея в наличии товара должен был оценить все риски и последствия.
Кроме того, Комиссией учтено, что даже по истечении срока была попытка поставить товар, не соответствующий потребностям Заказчика.
В данном электронном аукционе приняло участие шесть заявок, что подтверждает наличие конкуренции на данном рынке товаров, а также готовность исполнить контракт других участников закупки.
На момент рассмотрения Жалобы товар поставлен не был.
Комиссия проанализировала действия Заказчика, направленные на эффективное и законное взаимодействие с Поставщиком, на которое последний вправе рассчитывать ввиду общей для них юридически значимой цели - относительно скорого и качественного выполнения работ с ноября 2021 года по апрель 2022 года.
А исполнитель напротив, не выполнил условия контракта.
Согласно сведениям, представленным в Псковское УФАС России, ИП Батурин А.В. в РНП не состоит, в ЕИС с 2020 года, имеет 50 контракта, 3 со статусом "исполнение", 43 - "исполнение завершено", 4 - "исполнение прекращено", 2 из которых по соглашению сторон и 2 - односторонний отказ (один из них рассматриваемый случай).
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС приходит к выводу, что ИП Батурин А.В. имел возможность исполнить обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях ИП.
Данное недобросовестное поведение Общества повлекло негативные последствия для Заказчика, в виде нарушения деятельности Учреждения, выразившегося в нарушении учебного процесса студентов с необходимым оборудованием, не поставленного до настоящего времени и затрудняющую поставку в настоящее время в связи санкциями недружественных стран.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (04.05.2024 года) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: ИП Батурин А.В.;
- место нахождения: 614087, Пермский край, г. Пермь, ул. Малкова, д.30А, кв.9;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 590300555276);
- сведения об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя): Батурин Андрей Валерьевич.
- ИНН участника: 590300555276;
- дата проведения электронного аукциона: 29.10.2021 г.;
- объект закупки: поставка микроскопов оптических для нужд ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" (номер извещения 0357100012821000034);
- цена контракта - 994 449,43 рублей;
- срок выполнения работ: до 01 декабря 2021 года.
2. Направить вышеуказанную информацию о недобросовестном поставщике в ФАС России посредством единой информационной системы.
3. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Приложение к настоящему решению - Таблица к Решению NРНП 060/06/95-180/2022 на 1л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 11 мая 2022 г. N РНП 060/06/95-180/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022