На основании пункта 2 части 15 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в связи с поступлением поручения ФАС России (вх.N2589э от 28.04.2022) о проведении внеплановой проверки по электронному аукциону N зз-13357-19 "Камера сборная теплоизоляционная" (номер извещения в ЕИС - 0813500000119003711, далее - Аукцион), в отношении заказчика - БУЗ УР "Республиканская станция переливания крови МЗ УР" (далее - Заказчик), уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение) и Аукционной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" возбуждена внеплановая проверка.
В соответствии с частями 15, 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25.01.2021 N 6 "О проведении внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и создании Инспекции по проведению внеплановых проверок", приказом Удмуртского УФАС России N35 от 04.05.2022 "О проведении внеплановой проверки соблюдения БУЗ УР "Республиканская станция переливания крови МЗ УР", ГКУ УР "Региональный центр закупок УР", аукционной комиссией ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" законодательства о контрактной системе в сфере закупок",
Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: <_> - заместитель руководителя,
участники Инспекции: <_>,
на заседании Инспекции Удмуртского УФАС России 06.05.2022 посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
законного представителя заказчика - БУЗ УР "Республиканская станция переливания крови МЗ УР" (далее - Заказчик) <_> (выписка из ЕГРЮЛ),
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение): <_>,
проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Аукционной комиссией ГКУ УР "РЦЗ УР" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
В Удмуртское УФАС России поступило поручение ФАС России, согласно которому ФАС России рассматривает заявление ООО "Диаген", содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе, в связи с чем необходимо провести внеплановую проверку в отношении Аукциона.
В заявлении ООО "Диаген" указывает на факты коррупционных нарушений и ограничения конкуренции при проведении аукционов на поставку холодильных камер для хранения компонентов и препаратов крови на территории Российской Федерации. Согласно заявлению, фактически под описание объекта закупки подходит исключительно товар производства компании "Теледоор Мелле Изолиртехник ГмбХ".
Инспекция Удмуртского УФАС России, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе проводит внеплановую проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Аукционной комиссией законодательства о контрактной системе в сфере закупок с учетом предоставленных антимонопольному органу полномочий.
30.04.2019 Уполномоченное учреждение - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и Аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 22 825 562,33 рублей.
16.05.2019 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.05.2019, поступило три заявки на участие в Аукционе, признанные соответствующими установленным требованиям.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2019, в Аукционе принял участие один хозяйствующих субъект - ООО "Медариус".
На заседании Инспекции законный представитель Заказчика пояснил, что при формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался не целью ограничить конкуренцию на товарном рынке, а исключительно объективными потребностями Заказчика, которые связаны со спецификой деятельностью Заказчика. При этом, согласно имеющимся документам и сведениям, под описание объекта закупки Аукционной документации подходят товары нескольких производителей, следовательно, при проведении Аукциона конкуренция не ограничена. Доказательств обратного не имеется.
На заседании Инспекции представители Уполномоченного учреждения поддержали позицию Заказчика, а также пояснили, что описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Поступило три заявки на участие в Аукционе, признанные соответствующими установленным требованиям, объективных препятствий для участия в Аукционе не имелось. При этом под описание объекта закупки Аукционной документации подходят товары как минимум двух производителей, что соответствует положениям Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки Инспекция Удмуртского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент утверждения и размещения Аукционной документации в ЕИС), в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент утверждения и размещения Аукционной документации в ЕИС), документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент утверждения и размещения Аукционной документации), документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части II Аукционной документации (описание объекта закупки: Техническое задание), установлено описание объекта закупки - камеры сборной теплоизоляционной, в том числе показатели объекта закупки, изменяемые значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Указание заказчиком в аукционной документации характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок по правилам данного Закона при описании объекта закупки должны определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны обеспечить приобретение товара именно с необходимыми им характеристиками, соответствующими их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с Законом о контрактной системе (в том числе, исходя из положения ч. 2 ст. 33 Закона) заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (письмо ФАС России от 19.06.2019 NМЕ/51304/2019).
Со стороны Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены сведения и доказательства, подтверждающие, что описанию объекта закупки Аукционной документации соответствуют товары нескольких производителей (в том числе компании "Теледоор Мелле Изолиртехник ГмбХ", АО "ПО "УОМЗ").
Заказчик представил в адрес Удмуртского УФАС России письмо ООО "Диаген" от 19.02.2019 б\н, согласно которому Общество направляет в адрес Заказчика коммерческое предложение на поставку камеры сборной теплоизоляционной, что свидетельствует о возможности Общества поставить товар, соответствующий описанию объекта закупки.
Кроме этого, при проведении внеплановой проверки учитывается, что поступило три заявки на участие в Аукционе, признанные соответствующими установленным требованиям (при этом хозяйствующие субъекты предлагали к поставке не только товар производства компании "Теледоор Мелле Изолиртехник ГмбХ", но и товар производства АО "ПО "УОМЗ").
Согласно поручению ФАС России, проведение внеплановой проверки должно включать рассмотрение вопроса о правомерности установления такой характеристики как "Объем камер", указывающей на признаки соответствия товара продукции единственного производителя.
В соответствии с описанием объекта закупки Аукционной документации, показатель "Объем камер" в описание объекта закупки не включен.
Описание объекта закупки Аукционной документации содержит иной показатель "Объем хранения компонентов крови в дозах по 280-300 мл, л" со значением показателя - "не менее 3000", при этом, как указано выше, данному значению показателя соответствуют товары нескольких производителей.
Доказательств, подтверждающих, что указанное значение показателя соответствует товару единственного производителя, не имеется.
С учетом представленных доказательств и пояснений, Инспекция Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки Аукционной документации соответствует объективным потребностям Заказчика, не противоречит положению ст. 33 Закона о контрактной системе и не ограничивает конкуренцию на товарном рынке.
Указание в заявлении на то, что регистрационные удостоверения на изделия медицинского изделия подлежат замене до 01.01.2021, не свидетельствует о нарушениях при проведении Аукциона, так как Аукцион проводился в 2019 г., следовательно, в 2019 г. допускалось использование регистрационных удостоверений, не переоформленных в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N1416.
При проведении внеплановой проверки не установлено признаков ограничения либо устранения конкуренции при проведении Аукциона, а также признаков наличия каких-либо коррупционных нарушений.
Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении БУЗ УР "Республиканская станция переливания крови МЗ УР", ГКУ УР "Региональный центр закупок УР", Аукционной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" считать оконченной.
Настоящее решение может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель Инспекции: ____________<_>
Участники Инспекции: ____________<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 6 мая 2022 г. N 018/06/99-344/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022