Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13.05.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: Ворошилов В.С- заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Выскубов М.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
в присутствие представителей МОУ "СОШ N 4 ИМЕНИ Д.М. ПЕРОВА" (далее - заказчик), МКУ "СЛУЖБА ЗАКУПОК МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САЯНСК" (далее - уполномоченный орган) Россова А.А., Общества с ограниченной ответственностью "Лето" (далее - ООО "Лето", заявитель, общество, участник закупки),
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме "Приобретение средств обучения и воспитания (мебели для занятий в учебных классах), необходимых для оснащения муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N4 имени Д.М. Перова"", извещение N 0834600007922000018 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия членов конкурсной комиссии.
В соответствии с доводами жалобы заявитель не согласен с решением комиссии по осуществлению закупок о признании первой части его заявки не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе поскольку, по мнению заявителя, его заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствует требованиям документации об аукционе и нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что заявка заявителя отклонена обоснованно.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 07 апреля 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0834600007922000018, а также Документация об электронном аукционе "Приобретение средств обучения и воспитания (мебели для занятий в учебных классах), необходимых для оснащения муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N4 имени Д.М. Перова" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 615 000 руб. 00 коп.
На участие в указанном электронном аукционе подано 4 заявок.
Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.04.2022 NПРОII1 заявка ООО "Лето" признана несоответствующей по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
В п. 1,3,20 "срок гарантии на изделие не менее 12 месяцев" участник закупки представил значение показателя - "срок гарантии на изделие 12 месяцев" согласно инструкции по заполнению заявки в случае, если при формировании заявки при наличии в технической части документации показателей сопровождающихся словами (знаками) - "не менее" участник должен указать конкретный показатель равный или превышающий заявленное заказчиком значение, при этом участник, ссылаясь на соответствие мебели ГОСТу 22046-2016, где указано, что гарантийный срок эксплуатации мебели 24 месяца со дня получения ее потребителем, допускает в сведениях, которые содержаться в заявке разночтение и двусмысленное толкование.
в п.2 указана глубина столешницы 540 мм а размер 1200х600х810 что является разночтением и двусмысленным толкованием".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ, заявка на участие в закупке состоит из трех частей.
Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 4 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Товар по данному открытому конкурсу приобретается для нужд образовательных учреждений, данная мебель должна быть изготовлена и поставлена в рамках ГОСТ 22046-2016 "МЕБЕЛЬ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Общие технические условия".
Заказчик, Уполномоченный орган в Приложении N1 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме "Описание объекта закупки" установил, "срок гарантии на изделие не менее 12 месяцев. Мебель в полном соответствии с ГОСТ 22046-2016 Мебель для учебных заведений. Общие технические условия". Согласно, ГОСТа 22046-2016 "Мебель для учебных заведений" изготовитель гарантирует соответствие мебели требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения, эксплуатации и сборки мебели, поставляемой в разобранном виде.
Гарантийный срок эксплуатации мебели - 24 месяца со дня получения ее потребителем.
Представителем Уполномоченного органа пояснено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании был установлен минимальный срок гарантии не менее 12 месяцев, который не противоречит требованиям ГОСТа 22046-2016, так как 24 месяца соответствует показателю не менее 12. Заявителем не была достаточно изучена информация, в том числе ГОСТ 22046-2016, и при подготовке заявки Заявитель просто убрал слова "не менее" вследствие чего и допустил ошибку.
Комиссия, исследовав заявку ООО "Лето" пришла к выводу, что им в составе заявки в отношении гарантийных обязательств указано "12 месяцев".
Из пояснений уполномоченного органа следует, что участникам закупки при заполнении заявки необходимо руководствоваться положениями ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о правомерности признания заявки не соответствующей требованиям документации, так как им при заполнении заявки не учтены требования Инструкции и ГОСТ установленной документацией о проведении электронного аукциона.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Положения статьи 6 Федерального закона N44-ФЗ устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона N44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из толкования пункта 2 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна максимально точно определять порядок и правила заполнения заявки. Инструкция обеспечивает правильное понимание участниками закупки положений аукционной документации.
При этом, положения инструкции не должны носить противоречивый характер, поскольку это может ввести в заблуждение участников закупки, ограничить количество участников закупки, а также может привести к необоснованному допуску либо отказу участников к участию в электронном аукционе.
В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Приложением N 3 к извещению об открытом конкурсе в электронной форме установлена Инструкция по заполнению заявки.
Проанализировав позиции Технического задания документации, Инструкцию по заполнению заявки, а также заявки участников закупки, Комиссия Иркутского УФАС России, пришла к выводу, что в совокупности вышеизложенного, не позволяется возможным однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в закупки в части предоставления показателей товара, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки.
Так, в отношении гарантийных обязательств установлено значение "не менее 12 месяцев", что в свою очередь не соответствует ГОСТ 22046-2016, которым установлено значение "24 месяца со дня получения ее потребителем". Таким образом, установленные в Техническом задании и ГОСТ 22046-2016 значения показателей противоречат друг другу и не позволяют участникам закупки сформировать свою заявку надлежащим образом.
Инструкция сформирована заказчиком, уполномоченным органом таким образом, что для подачи заявки участникам закупки необходимо соотнести все показатели товаров (материалов) с положениями указанными в инструкции по заполнению заявки, для чего необходимо структурировать по порядку соотношение "показателя товара - положения инструкции", также участникам закупки необходимо представить показатели товара, соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые содержится в конкурсной документации. При этом, в случае, если участник закупки заявке укажет значения показателей товаров лишь с учетом положений технического задания, то в таком случае заявка не будет соответствовать положениям инструкции по заполнению заявки, что приведет к отклонению такой заявки от участия в электронном конкурсе в связи с ее несоответствием требованиям ГОСТ.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.04.2022 NПРОII1 на участие в указанном электронном аукционе подано 4 заявок, 3 из которых отклонены конкурсной комиссией уполномоченного органа. Указанное также свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленное заказчиком, уполномоченным органом в извещении инструкция по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме вводит участников закупки в заблуждение при заполнении заявок, а также не позволяет однозначно определить какие именно положения указанной инструкции необходимо применять при указании показателя товара.
Таким образом, установленная заказчиком, уполномоченным органом инструкция по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не позволяет участникам закупки заполнить заявки надлежащим образом, что противоречит пункту 3 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с тем, что установленная ненадлежащая Инструкция по заполнению заявки послужила основанием для отклонения заявок трех участников закупки, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, Комиссия полагает, что необходимо выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лето" необоснованной;
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими пункт 3 части 2 статьи 42, часть 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 мая 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022