Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей от заказчика - Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики А. по доверенности N23-01-43/1593 от 18.02.2022 г.,. по доверенности N23-01-43/1141 от 08.02.2022 г.;
в отсутствии заявителя - индивидуального предпринимателя Ципинова Касбота Гарабиевича, уведомленного о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104200000422000039 "ЭА61 "Поставка медицинского оборудования"", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Ципинова К.Г. на действия заказчика при проведении электронного аукциона "ЭА61 "Поставка медицинского оборудования"".
Согласно доводам жалобы, извещение об осуществлении закупки не соответствует положениям Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены требования к характеристикам товара, которые в совокупности соответствуют только одному производителю - GE Healthcare, ИВЛ iVent 201 Versamed INC. При наличии ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года N 878, при описании объекта закупки заказчиком установлены дополнительные требования, не предусмотренные КТРУ.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 25 апреля 2022 года было размещено извещение N0104200000422000039 о проведении электронного аукциона "ЭА61 "Поставка медицинского оборудования"" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 797 800,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 04.05.2022 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.05.2022; дата подведения итогов определения поставщика - 06.05.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический по коду ОКПД2 32.50.21.122.
Из пояснений заказчика следует, что в рамках сбора предварительной ценовой информации в ответ на направленные запросы с техническими характеристиками, с которыми размещено извещение по данной закупке, заказчиком были получены предложения о поставке оборудования как минимум двух разных производителей - это Аппарат ИВЛ портативный OxylogR 3000 Plus, Германия и Портативный аппарат ИВЛ Puritan Bennett 560, Medtronic, США.
Заказчиком в подтверждение изложенных доводов представлены коммерческие предложения от поставщиков о поставке, в соответствии с техническими характеристиками, медицинского оборудования: аппарат ИВЛ портативный OxylogR 3000 Plus, Германия и портативный аппарат ИВЛ Puritan Bennett 560, Medtronic, США.
Комиссией установлено, что единственный участник закупки, подавший заявку для участия в электронном аукционе, предложил к поставке портативный аппарат ИВЛ Puritan Bennett 560, Medtronic, США.
Факт того, что в соответствии с техническими характеристиками, установленными при описании объекта закупки возможна поставка медицинского оборудования компании "Медтроник", подтверждается представленным заказчиком письмом официального дилера компании "Медтроник" - ООО "СМ-Альянс".
Учитывая изложенное, довод заявителя в части установления заказчиком требований к закупаемому оборудованию, в совокупности которых возможна поставка товара только одного производителя - GE Healthcare, ИВЛ iVent 201 Versamed INC, признается Комиссией необоснованным.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно извещению об осуществлении закупки предметом закупки является поставка медицинского оборудования - аппарата искусственной вентиляции легких портативного электрического.
Характеристики для товара "Аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический" предусмотрены позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), а именно: 32.50.21.122-00000036. Применение Каталога для данной позиции обязательно с 20.11.2021.
Согласно извещению об осуществлении закупки, заказчиком установлено ограничение допуска товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и условия допуска товаров в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Код ОКПД2 32.50.21.122 включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения Постановлением N 878.
Следовательно, при описании объекта закупки необходимо использовать исключительно те характеристики оборудования, которые установлены в позиции Каталога.
Между тем, при описании объекта закупки использовал информацию, включенную в позиции Каталога, а также дополнительные потребительские свойства товаров в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, в частности в соответствии с ГОСТ Р 55954-2018 "Изделия медицинские. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок".
Действия заказчика, установившего при описании объекта закупки дополнительные потребительские свойства, которые не предусмотрены в позиции каталога, нарушают часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя, в части установления при описании объекта закупки дополнительных требований, не предусмотренных позицией Каталога, признается Комиссией обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результаты электронного аукциона, поскольку для участия в закупке была подана только одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ципинова Касбота Гарабиевича обоснованной в части установления заказчиком при описании объекта закупки дополнительных требований, не предусмотренных позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Признать в действиях заказчика - Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 мая 2022 г. N 007/06/42-333/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022