Резолютивная часть решения оглашена 04.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 11.05.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н.
Фадеевой Н.В. |
-
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 25 при Магнитогорской Государственной консерватории" города Магнитогорска (далее - МОУ "СОШ N 25 при Магнитогорской Государственной консерватории" г. Магнитогорска, заказчик) о включении ЧЕЛЯБИНСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "РОССИЙСКИЙ СОЮЗ СПАСАТЕЛЕЙ" (далее - ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС", ЧЕЛЯБИНСКОЕ РО РОССОЮЗСПАС, участник закупки, победитель электронного аукциона, исполнитель), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N АПС/22-23 от 14.12.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при обеспечении пожарной безопасности зданий и сооружений (извещение N 0369300118221000006) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителя заказчика Дикаревой А.С., действующей на основании доверенности N 7 от 05.05.2022;
- представителя ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС": исполнительного директора Лепешкина С.В., действующего на основании протокола от 10.04.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.04.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 17.11.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта (совместный аукцион) - 365 033,76 рублей.
Согласно представленным документам, 14.12.2021 заказчик и ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" заключили контракт N АПС/22-23 по итогам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при обеспечении пожарной безопасности зданий и сооружений (извещение N 0369300118221000006) по цене 12 251,02 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по контракту Обществом не исполнено, в связи с чем, 07.04.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 27.04.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 14.7 контракта N АПС/22-23 контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) в период с 01 января 2022 по 01 июля 2022 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" данной нормы) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 07.04.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 07.04.2022 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Дополнительная информация о закупках, контрактах", а также направлено ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" заказным письмом посредством АО "Почта России", а также электронным письмом на электронный адрес поставщика, указанный в контракте.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе контракт следует считать расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 45501060346426, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вручено Обществу 12.04.2022.
В этой связи, Заказчик считает датой надлежащего уведомления Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта 12.04.2022, датой расторжения контракта - 26.04.2022.
Информация о расторжении контракта направлена заказчиком для размещения в ЕИС 26.04.2022, размещена в ЕИС 11.05.2022.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" 14.12.2021 посредством электронного документооборота заключен контракт N АПС/22-23 на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при обеспечении пожарной безопасности зданий и сооружений (реестровый номер в ЕИС N 3744603130521000034) (далее - контракт).
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, в соответствии с техническим заданием, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
В силу пункта 4.1 контракта начало оказания услуг - 01.01.2022 года. Окончание оказания услуг - 31.12.2023 года.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 783 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.04.2022 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему Исполнителем не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Исходя из материалов дела, ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" оказаны услуги:
- в январе 2022 года, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт N 48 от 17.02.2022, а также соответствующая запись в журнале регистрации работ по ТО и ТР систем ОПС, АПТ, ТВ, СКД от 19.01.2022; оказанные услуги приняты и оплачены заказчиком, что подтверждается платежным поручением N 46507 от 18.03.2022;
- в феврале 2022 года, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт N 86 от 28.02.2022; оказанные услуги приняты и оплачены заказчиком, что подтверждается платежным поручением N 46510 от 18.03.2022
В связи с неоказанием Обществом услуг в марте 2022 заказчиком в адрес ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" направлена претензия от 14.03.2022 N 74, в которой указано на обязанность исполнителя возобновить ежемесячное техническое обслуживание.
Аналогичная проверка исполнения условий контракта на оказание услуг осуществлена заказчиком 01.04.2022. В ходе проверки заказчиком зафиксирован факт неоказания исполнителем соответствующих услуг в марте 2022 года (акт от 01.04.2022).
В связи с тем, что ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в феврале и марте 2022 года не были оказаны услуги по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей при пожаре, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 89 от 05.04.2022).
В соответствии с пояснениями представителя ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" 16.03.2022 Общество не допущено заказчиком к исполнению обязательств по контракту.
При этом доказательств отказа заказчика исполнителю в допуске к оказанию услуг Обществом Комиссии не представлено.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, и т.д.
Из пояснений представителя Общества и документов, представленных в материалы дела, следует, что 19.04.2022, до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" имел намерения совершить действия, направленные на оказание услуг по контракту, однако, заказчиком не допущен к оказанию услуг по контракту, что подтверждается актом от 19.04.2022, подписанным сторонами.
Следовательно, Общество не имело возможности воспользоваться правом на устранение нарушений, являющихся основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, предоставленным частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в материалы дела представлены акт проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) от 19.01.2022 и акт проверки работоспособности (без указания даты его составления), подписанные сторонами, из которых следует, что выполненные работы приняты Заказчиком без замечаний.
Указанные акты, в совокупности с доказательствами приемки и оплаты оказанных услуг за период январь-февраль 2022 года заказчиком, являются в совокупности доказательствами принятия исполнителем возможных мер и совершении конкретных действий с целью добросовестного оказания услуг, являющихся предметом контракта.
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр в том числе, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание:
- оказание услуг в период январь-февраль 2022 года, принятых и оплаченных заказчиком;
- отсутствие доказательств, подтверждающих ненадлежащие качество и оказанных услуг;
- отсутствие у исполнителя возможности реализовать право, предусмотренное частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе -
проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 25 при Магнитогорской Государственной консерватории" города Магнитогорска о включении ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС", его участниках, лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N АПС/22-23 от 14.12.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при обеспечении пожарной безопасности зданий и сооружений (извещение N 0369300118221000006), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Н. Сарсенбаева |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 мая 2022 г. N 074/06/104-1126/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022