Резолютивная часть решения оглашена 05.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 11.05.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "Профстрой", при участии в дистанционном режиме:
- представителя ФГБУЗ ЦМСЧ N 15 ФМБА России Худышкина А.А., действующего на основании доверенности от 29.10.2022,
- представителя ФГБУЗ ЦМСЧ N 15 ФМБА России Щербининой О.В., действующего на основании доверенности от 29.10.2022,
- представителя ООО "Профстрой" Чикунова В.А., действующего на основании доверенности N 2022 от 04.05.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 26.04.2022 поступила жалоба ООО "Профстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369100008522000088 на поставку комплекта сборной модульной конструкции для возведения здания под размещение приемного отделения ФГБУЗ ЦМСЧ-15 ФМБА России (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 15.04.2022 ФГБУЗ ЦМСЧ-15 ФМБА России объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта аукциона - 99 860 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.04.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Профстрой" контракт не заключен.
На заседании комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что в извещении о закупке неправомерно предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта, а также объединены в один лот закупка товара, строительных работ и инженерных изысканий, что также не позволяет соблюсти положения Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
На заседании Комиссии представители заказчика против доводов жалобы возражали представили письменные пояснения и указали, что размер обеспечения исполнения контракта установлен с учетом пункта 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, срок окончания подачи заявок после внесения изменений составляет не менее трех дней c даты внесения изменений, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Кроме того, представители заказчика пояснили, что предметом закупки является поставка товара - комплекта сборной модульной конструкции, при этом устройство фундамента и монтаж конструкции необходимы для ввода в эксплуатацию поставляемого товара.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о закупке должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктами 1-3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
- контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
- аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
Из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что по общему правилу обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, вместе с тем при установлении аванса, должен соблюдаться ряд условий, предусмотренных пунктами 1-3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Так, в случае, если установлен аванс и расчеты подлежат казначейскому сопровождению, то применяются положения пунктов 2, 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, которые предусматривают как требования к размеру обеспечения исполнения контракта, который должен быть установлен в размере аванса, так и требования к расчету суммы, от стоимости которой устанавливается размер обеспечения исполнения контракта.
Согласно извещению о закупке аванс установлен в размере 50%, при этом авансовый платеж проводится с казначейским сопровождением. Аналогичная информация содержится в пункте 8.3 и разделе 15 проекта контракта.
Вместе с тем в пункте 9.1 проекта контракта указано, что поставщик до заключения контракта предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта в соответствии с пунктом 3 частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 30% от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.
Таким образом, в нарушение пункта 17 части 1 статьи 42, пункта 2 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе 30% размер обеспечения исполнения контракта, установленный в проекте контракта, меньше размера аванса, который составляет 50% от цены контракта.
2. Пунктом 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения изменений в извещение о закупке, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней.
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе во вкладке закупки, указано, что 20.04.2022 заказчиком внесены изменения в извещение о закупке, при этом срок окончания подачи заявок определен 26.04.2022, то есть срок подачи заявок составил 5 дней с момента внесения изменений в извещение о закупке, что соответствует пункту 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии заявитель на удовлетворении жалобы в указанной части не настаивал.
3. Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Приказ N 126н).
Пунктом 3 Приказа N 126н предусмотрено, что для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
В извещении о закупке заказчик определил код продукции - 25.11.10.000 - здания сборные из металла.
В приложении N 1 к Приказу N 126-н включен код по ОКПД-2 "25 - изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования", что соответствует подкоду, выбранному заказчиком - 25.11.10.000.
Доводы заявителя, согласно которым в предмет закупки включены иные товары, работы, услуги, которые не включены в Приказ N 126-н, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Из предмета контракта следует, что объектом закупки является поставка комплекта сборной модульной конструкции для возведения здания под размещение приемного отделения ФГБУЗ ЦМСЧ-15 ФМБА России.
Пунктом 1.1 проекта контракта предусмотрено, что в соответствии с контрактом поставщик по поручению заказчика обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку и монтаж комплекта сборной модульной конструкции (далее - товар) для нужд ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 15 Федерального медико-биологического агентства" в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и описанием объекта закупки (приложение N 2 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу товара, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика (далее - услуги), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный товар и надлежащим образом оказанные услуги.
Согласно пункту 1.2 проекта контракта номенклатура товара и его количество определяются спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - описанием объекта закупки (приложение N 2 к Контракту).
В таблице N1 "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара и иные сведения о поставляемом товаре", являющейся приложением к описанию объекта закупки, указано следующее:
- наименование товара - комплект сборной, модульной конструкции для возведения здания под размещение приемного отделения;
- требования к характеристикам товара - основание пола должна быть монолитная бетонная плита толщиной от 150 до 300 мм с утеплением экструзионным пенополистиролом и применением гидроизоляции.
При этом в разделе "Общие требования к конструкции товара" описания объекта закупки в подразделе "требования к основанию товара" указано, что товар должен устанавливаться на подготовленное основание, в составе которого идут сваи и бетонная плита толщиной не менее 280 мм, обеспечивающее стабильное положение товара в течение всего периода эксплуатации (20 лет), утепленное экструзионным пенополистиролом с применением пленочной гидроизоляции и грунтозамещением на песок. Основание входит в стоимость товара. Перед началом поставки товара исполнитель обязан в срок 5 календарных дней с момента заключения контракта предоставить отчет по комплексным инженерным изысканиям получателю площадки.
Таким образом, из описания объекта закупки следует, что предметом контракта является поставка товара - комплекта сборной модульной конструкции, характеристики которого определены в разделе "описание объекта закупки", а также выполнение комплекса работ и услуг по монтажу и установке указанной конструкции.
При этом, из описании объекта закупки не следует, что самостоятельным товаром является бетонная плита, так как указанный материал является одной из характеристик приобретаемой модульной конструкции, в связи с чем Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 3 Приказа N 126н.
Более того, положения Приказа N 126н не запрещают включение в одну закупки товаров, в отношении которых предусмотрены условия допуска, а также работ и услуг, связанных с монтажом указанного товара.
При этом, заявителем не представлены доказательства того, что поставка модульной конструкции, а также комплекс работ и услуг по ее установке и сборке, технологически и функционально не связаны между собой, а также приводят к ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного, доводы в указанной части являются необоснованными в силу недоказанности.
Проведя внеплановую проверку антимонопольный орган приходит к следующим выводам.
1. В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.
При рассмотрении жалобы установлено, что в разделе "Общие требования к конструкции товара" описания объекта закупки в подразделе "требования к основанию товара" содержится условие, согласно которому перед началом поставки товара исполнитель обязан в срок 5 календарных дней с момента заключения контракта предоставить отчет по комплексным инженерным изысканиям получателю площадки.
Однако, перечень и объем инженерных изысканий не определен в извещении о закупке, равно как и не раскрыто, что представляют собой комплексные инженерные изыскания, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Более того, частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Вместе с тем, из описания объекта закупки также не следует, что результатом закупки является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, которое должно осуществляться на основании разработанной проектной документации при наличии инженерных изысканий, что также не позволяет сделать вывод об обоснованности включения данного условия в описание объекта закупки на поставку товара.
2. Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Из подпунктов "а - в, д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе характеристики в отношении показателей, установленных в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), требуется в случае, если предметом контракта является поставка товара.
Как установлено при рассмотрении жалобы объектом закупки является сборная модульная конструкция, характеристики которой содержатся в таблице N1 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара и иные сведения о поставляемом товаре", являющейся приложением к описанию объекта закупки.
Кроме того, в описании объекта закупки включена таблица N2 "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара и иные сведения о товаре, поставляемом внутри комплекта" (18 позиций, включая щит распределительный, вводно-распределительное устройство, светильники светодиодные, розетки, выключатели и другое оборудование), вместе с тем, из условий извещения о закупке не следует, что данное оборудование является самостоятельным товаром, который приобретается, принимается и оплачивается заказчиком.
Таким образом, исходя из описания объекта закупки следует, что требования к содержанию заявки, в том числе в части указания характеристик товара, должны быть установлены применительно приобретаемому товару - модульной конструкции.
Следует отметить, что если оборудование, указанное в таблице N 2, рассматривать в качестве самостоятельных товаров, то, например, в отношении смесителя заказчик должен использовать описание товара, указанное в каталоге товаров, работ, услуг (код 28.14.12.110-00000019 - смеситель водоразборный), тогда как заказчик не руководствовался указанными требованиями при формировании объекта закупки, в связи с чем Комиссия относится критически к доводам заказчика, согласно которым данное оборудование является товаром.
Так, в пунктах 1.15.1, 1.15.2 Приложения N 3 к извещению о закупке установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе условие, что характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, указываются в отношении товаров, указанных как в таблице N 1, так и в таблице N 2.
С учетом рассмотренных положений извещения о закупке следует, что требование о предоставлении характеристик оборудования, которое указано в таблице N 2, является излишним, так как данное оборудование не является товаром с учетом условий исполнения контракта, в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Профстрой" на действия заказчика обоснованными в части определения размера аванса с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 17 части 1 статьи 42, пункта 2 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33, подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 мая 2022 г. N 074/06/105-1131/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022