Резолютивная часть решения оглашена 05.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 11.05.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию и ремонту с заменой запасных частей инженерных систем здания центра позитронно-эмиссионной томографии (извещение N 0869200000222001413), при дистанционном участии:
- представителя ГАУЗ "ЧОКЦО И ЯМ" (далее - заказчик) Кулыгина И.А., действующего на основании доверенности N 2 от 04.05.2022;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Пичуговой Т.В., Зубовой Е.С., действующих на основании доверенностей N 09 от 04.04.2022, N 11 от 04.04.2022,
в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленных о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.04.2022 поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию и ремонту с заменой запасных частей инженерных систем здания центра позитронно-эмиссионной томографии (извещение N 0869200000222001413) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик, уполномоченный орган 19.04.2022 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменения извещения размещены 20.04.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 588 520,20 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 27.04.2022 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационного источника в части выполнения работ и представления услуг эксплуатирующей организации (объекты деятельности: комплексы, оборудование, изделия в которых содержатся радиоактивные вещества).
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом потребности заказчика.
Работы, являющиеся предметом рассматриваемой закупки, выполняются на объекте использования атомной энергии, поскольку здание центра позитронно-эмиссионной томографии является объектом атомной энергии (в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и в соответствии с лицензией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N УО-(С)-03-210-2823 от 11.01.2018, выданной ГБУЗ "ЧОКЦО И ЯМ").
Центр позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ-центр) ГАУЗ "ЧОКЦО И ЯМ" размещается в отдельном трехэтажном корпусе, соединенном переходом с другими корпусами. В данном ПЭТ-центре расположена собственная линия по производству радионуклидов F-18 и меченные ими радиофармпрепараты (РФП) для проведения позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ/КТ), а также отделение радионуклидной диагностики (ОФЭКТ), в котором используются генераторы технеция для приготовления РФП для проведения радионуклидной диагностики пациентов.
По функциональному назначению помещения ПЭТ-центра можно условно разделить на блоки:
- блок радионуклидного обеспечения (циклотронно-радиохимический комплекс), 1 этаж. Проходит наработка радиоактивных изотопов и производство на их основе РФП. Проводится калибровка оборудования закрытыми источниками ионизирующего излучения (ИИИ) на основе радионуклида Цезий-137. Также проводится получение генераторов технеция и процесс изготовления РФП на основе Тс99m, основанный на элюировании РФП из поставляемых генераторов;
- блок радионуклидной диагностики пациентов, 2 этаж. Проводится введение РФП и диагностика пациентов с введенным РФП. Проводится калибровка ПЭТ/КТ сканеров закрытыми ИИИ на основе радионуклида Германий-68.
В соответствии с пунктом 22 НП-038-16 к системам и элементам радиационных источников, важным для безопасности радиационных источников, относятся системы и элементы радиационных источников, отказы которых могут быть исходными событиями проектных радиационных аварий, приводящих к облучению (персонала) и (или) населения выше основных пределов доз облучения. К таким системам, в том числе относятся системы электроснабжения, системы вентиляции, системы водоснабжения и водоотведения и др.
Инженерные системы ПЭТ-центра обеспечивают функционирование и соблюдение норм радиационной безопасности блока радионуклидного обеспечения, а также помещений блока радионуклидной диагностики пациентов.
Необходимым условием проведения любой радиологической процедуры с использованием радионуклидов в диагностических и терапевтических целях является наличие соответствующим образом оснащенных палат с системой спецвентиляции с функциями фильтрации радиоактивных аэрозолей и удаления в атмосферу очищенного воздуха. Установки системы спецвентиляции от 1, 2 и 3 этажей находятся в техническом помещении на 3 этаже здания ПЭТ-центра. Спецвентиляция обеспечивает вытяжку воздуха из радиационно защитных боксов и помещений, в которых проводятся производственные процессы с открытыми жидкими радиоактивными источниками.
В соответствии с требованиями ОСПОРБ-99/2010 система спецвентиляции должна быть оснащена сменными фильтрами очистки воздуха. Воздух, поступающий в спецвентиляцию, должен выбрасываться в окружающую среду только после прохождения соответствующих сменных фильтров. Радиационный контроль фильтров системы вентиляции проводится по мощности дозы гамма-излучения при плановой замене фильтров. Отработанные сменные фильтры системы спецвентиляции относятся к твердым РАО, хранятся во временном хранилище РАО до спада активности. Выход из строя системы спецвентиляции может привести к радиационному нарушению (облучению персонала и/или пациентов).
Спецканализация (система водоотведения) обеспечивает слив радиоактивных отходов с технологической линии синтеза и помещений диагностики пациентов в баки-отстойники. Кроме того, помещения диагностики пациентов снабжены системой водоснабжения. Система электроснабжения находится во всем здании ПЭТ-Центра, в том числе в блоке радионуклидного обеспечения и блоке радионуклидной диагностики пациентов.
Все инженерные системы (система спецвентиляции, холодоснабжения, дымоудаления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения) являются общими для всего здания ПЭТ-центра, находятся на территории объекта использования атомной энергии и в случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций (в том числе аварий) могут угрожать персоналу, пациентам, находящимся на лечении. В связи с этим, в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии) техническое обслуживание должно осуществляться только участником закупки, имеющим соответствующее разрешение (лицензию) на выполнение такого рода работ, а именно лицензию на эксплуатацию радиационного источника в части оказания услуг эксплуатирующим организациям.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, и т.д.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Исходя из содержания подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию и ремонту с заменой запасных частей инженерных систем здания центра позитронно-эмиссионной томографии.
В соответствии с пояснениями представителя заказчика здание центра позитронно-эмиссионной томографии является объектом атомной энергии (в соответствии со статьей 3 Закона об использовании атомной энергии и в соответствии с лицензией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N УО-(С)-03-210-2823 от 11.01.2018, выданной ГБУЗ "ЧОКЦО И ЯМ"). Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно абзацу 1 статьи 4 Закона об использовании атомной энергии настоящий Федеральный закон распространяется, в том числе на размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Исходя из содержания абзаца 12 статьи 5 Закона об использовании атомной энергии, обращение с радиоактивными веществами и эксплуатацию радиационных источников, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, осуществляют организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или зарегистрированные в порядке и случаях, предусмотренных статьей 36.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 4 статьи 26 Закона об использовании атомной энергии лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Согласно абзацу 6 статьи 26 Закона об использовании атомной энергии любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационного источника в части выполнения работ и представления услуг эксплуатирующей организации (объекты деятельности: комплексы, оборудование, изделия в которых содержатся радиоактивные вещества) согласно ст. 26 Закона об использовании атомной энергии.
Также в составе извещения об осуществлении закупки заказчиком размещен электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, в том числе требование о наличии у участников закупки указанной лицензии.
В данном случае, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика по установлению в извещении об осуществлении закупки требования к участникам закупки о наличии лицензии на эксплуатацию радиационного источника.
Более того, следует отметить, что ООО "МД-Консалтинг" в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности участия Общества в рассматриваемой закупке, а также нарушении его прав и законных интересов.
Следует отметить, что пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
В данном случае, доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию и ремонту с заменой запасных частей инженерных систем здания центра позитронно-эмиссионной томографии (извещение N 0869200000222001413) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 мая 2022 г. N 074/06/105-1133/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022