Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика при проведении электронного аукциона 22-95202Э Выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 16.04.2022 по 31.10.2022) (извещение N 0169300000122000193), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Администрации Калининского района города Челябинска (далее - Администрация, Заказчик): Матвеевой И.Г., Баранниковой В.А., Вороновой М.С., Захватовой А.Ю., Нургалеевой В.Р., действующих на основании доверенности N 9 от 26.04.2022;
- представителей Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган): Зинохиной Е.С., действующей на основании доверенности N 29 от 22.12.2021; Антроповой СН., действующей на основании доверенности N 7 от 28.01.2022; Блиновой О.В., действующей на основании доверенности N 28 от 17.12.2021;
- депутата Совета депутатов Калининского района г. Челябинска Бельского Д.И. (далее - Бельский Д.И., Заявитель); представителя Заявителя Ольховского Н.А., действующего на основании доверенности б/н от 29.04.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.04.2022 в антимонопольный орган поступило обращение Бельского Д.И. на действия заказчика при проведении электронного аукциона 22-95202Э Выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 16.04.2022 по 31.10.2022) (извещение N 0169300000122000193) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 15.03.2022 в 17:21.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 16.04.2022 по 31.10.2022) - 10 376 864,58 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 23.03.2022 09:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300000122000193 от 24.03.2022 победителем аукциона признан участник с порядковым номером 111563979, предложивший цену контракта 5 447 853,23 рублей.
Контракт по итогам аукциона с победителем - ООО "ТЕПЛОПОИНТ" заключен 04.04.2022.
По мнению Заявителя Заказчиком при описании объекта закупки допущены следующие нарушения.
1. В извещении о проведении закупки отсутствуют карты-схемы квартальных проездов, а также gps координаты, что делает невозможным определить реальное местоположение квартальных проездов по всему району. Неопределенность места выполнения работ, отсутствие точных координат на местности, по мнению Заявителя, может привести к некачественному выполнению работ по контракту подрядчиком, также, как и невозможности предъявления штрафных санкций за нарушение условий контракта в указанной части.
При этом, как указывает Заявитель в дополнении к обращению, "Правила благоустройства территории Челябинска" не содержат определений, позволяющих однозначно установить расположение и границы "квартальных проездов", "тротуаров" и "пешеходных дорожек" в рамках территорий, определяемых в Приложениях к Техническому заданию. "Правила благоустройства территории Челябинска" вообще не содержат определения таких понятий, как "тротуар" или "пешеходная дорожка".
По мнению Заявителя, публичная кадастровая карта не имеет отношения ни к "Правилам благоустройства территории Челябинска", ни к рассматриваемому муниципальному контракту. Соответственно, Публичная кадастровая карта не содержит информации о расположении и границах объектов, работы по благоустройству которых должен осуществлять Подрядчик.
По мнению Заявителя, извещением о проведении закупки должна быть предусмотрена графическая схема территории, подлежащей содержанию, в границах, определенных Техническим заданием.
В этой связи, Заявитель считает извещение о проведении закупки не соответствующим требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает на то, что согласно пункту 3.13 Технического задания "При выявлении недостатков в содержании на любом из отдельных участков объектов, указанных в Приложениях N1, N2, N3 Технического задания, работы считаются невыполненными в полном объеме.". При этом, аналогичное условие в отношении выявления недостатков в работах, предусмотренных приложениями N4, N5, N6, N7, N8 к Техническому заданию, извещением о проведении закупки не предусмотрено.
3. По мнению Заявителя в проекте контракта не предусмотрен порядок реализации и учет итогов общественного контроля.
Заказчик по доводам обращения представил письменные пояснения, указал следующее.
1. В приложениях к Техническому заданию протяженность объектов (тротуаров, проездов) указана в границах улиц района. Для корректной работы подрядных организаций и исключения спорных ситуаций подрядчику после заключения муниципального контракта до выполнения работ выдаются карты-схемы территорий, подлежащих содержанию, с изображением объектов из приложений к техническому заданию с N 1 по N 8. Кроме того, до выполнения работ производится совместный объезд и осмотр подрядчиком и заказчиком всех территорий для ознакомления.
По мнению Заказчика, указание GPS координат в Техническом задании к аукционной документации не может являться достоверной информацией в связи с различной точностью определения местоположения в разных геоинформационных системах. Возражений от подрядных организаций по данному вопросу в процессе исполнения муниципальных контрактов не поступало, на качество исполнения муниципального контракта данный факт не влияет.
По вопросу содержания лестничного марша, расположенного между д. 37 и д. 39 по ул. Российская, Заказчик сообщил, что лестничный марш со стороны д. 39 по ул. Российская не эксплуатируется и не содержится в связи с необходимостью проведения ремонтных работ. Данный факт определяется визуально, при осмотре территории подрядчиком после подписания контракта.
В дополнительных письменных пояснениях Заказчик пояснил, что замечания о включении в проект муниципального контракта, извещение порядка передачи Заказчиком карт-схем внутриквартальных проездов, или иных графических документов, отражающих конкретные ориентиры территорий с привязкой к местности, подрядчику по контракту, заключаемому по результатам закупки, Администрацией района приняты к сведению. При разработке будущих проектов муниципальных указанные пункты будут внесены.
2. Заказчик пояснил, что в соответствии с пунктом 3.13 Технического задания при выявлении недостатков в содержании на любом из отдельных участков объектов, указанных в приложениях N 1, N 2, N 3 технического задания, работы считаются не выполненными в полном объеме.
Заказчик поясняет, что недостатками в содержании на любом из отдельных участков является некачественное выполнение работ либо их невыполнение на какой-либо части объекта квартальных проездов, проездов в зонах индивидуальной застройки, тротуаров, пешеходных дорожек в границах указанных в пунктах соответствующего приложения к Техническому заданию. При выявленном недостатке работы считаются не выполненными в полном объеме согласно конкретного пункта из соответствующего перечня, являющегося приложением к Техническому заданию.
Поскольку в границах улиц находятся несколько участков проездов, тротуаров, подлежащих содержанию, в приложениях с N 4 по N 6, N 8 прописана адресная привязка объекта, в связи с чем принятие работ выполняется пообъектно. Отдельные зоны в индивидуальной застройки (Приложение N 7) указываются в границах улиц в связи с возможным изменением границ пустующих земельных участков (аренда, собственность). В соответствии с пунктом 3.4. Технического задания при возникновении у Заказчика экстренной необходимости выполнения работ по благоустройству территории, не вошедших в приложения к Техническому заданию, Заказчик направляет Подрядчику заявку на выполнение работ по очистке таких территорий. Выполнение работ в этом случае осуществляется в пределах общего объема работ, указанного в соответствующих приложениях.
3. По мнению Заказчика, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность по включению в проект контракта процедуры общественного контроля.
Уполномоченный орган поддержал позицию Заказчика, доводы жалобы заявителя также считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 16.04.2022 по 31.10.2022).
1.1. Пунктом 1.1 Технического задания предусмотрено, что выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска, а именно: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 16.04.2022 по 31.10.2022) (далее - работы по содержанию) в соответствии с настоящим Техническим заданием (далее - Техническое задание) и приложениями к нему, определяющими объем (Приложения N 1-8 к Техническому заданию), содержание работ при условии обеспечения надлежащего качества содержания территории района (Ведомость объемов работ - Приложение N 9 к Техническому заданию).
Согласно пункту 1.3 Технического задания местом выполнения работ является Российская Федерация, Челябинская область, г. Челябинск, Калининский район. Объекты, подлежащие содержанию, определены в Приложениях к Техническому заданию.
Приложениями к Техническому заданию определен перечень общественных территорий, расположенных на территории Калининского района города Челябинска, подлежащих содержанию, в том числе:
- квартальных проездов (Приложение N1);
- проездов в зонах индивидуальной застройки (Приложение N 2);
- тротуаров, пешеходных дорожек (Приложение N 3);
- перечень лестниц (Приложение N 4);
- перечень озелененных территорий (Приложение N 5);
- перечень отдельных зон (Приложения N 6 и N 7);
- перечень урн (Приложение N 8).
Указанными приложениями к техническому заданию установлены местоположение общественных территорий, с указание адресного ориентира, находящегося в границах определенных улиц района и протяженность участка, определяемая в метрах (Приложения N 1 и N 2) и площадь участка, определяемых в м2 (Приложения N 3 - N 7), а также количество урн, предусмотренных Приложением N 8 - в штуках.
Комиссия отмечает, что значение протяженности или площади участков территорий, предусмотренных пунктами 2, 25, 26 Приложения N 1; пунктами 2,10,17,21,26 Приложения N 3; пунктом 1 Приложения N 7, составляет 0 (ноль) метров.
При этом, в извещении о проведении закупки, проекте контракта, Техническом задании отсутствует графическая схема территории, подлежащей содержанию в границах, указанных в Приложениях N 1-N 7 к Техническому заданию, с указанием конкретных ориентиров с привязкой к местности, что создает риск невозможности получения Заказчиком результата выполнения работ, оказания услуг по контракту.
Заказчиком в материалы дела представлен проект графического закрепления территории Калининского района, подлежащих содержанию.
Комиссия отмечает, что указанный документ не в полной мере отражает суть графической схемы в рассматриваемом случае, поскольку не позволяет определить точные координаты границ территорий, подлежащих содержанию, что может привести к неопределенности объекта закупки в указанной части.
1.2. Пунктом 1.5 Технического задания предусмотрено, что работы при необходимости осуществляются не только в дневное, но и в ночное время, включая выходные и праздничные дни. Объемы работ, превышающие объемы, предусмотренные Ведомостью объемов работ (Приложение N 9 к Техническому заданию), оплате Заказчиком не подлежат.
Пунктами 1.8.2, 1.8.3 и 1.8.4 Технического задания, а также пунктами 15 и 16 Приложения N 9 к Техническому заданию (Ведомость объемов работ), предусмотрены работы подрядчика в случае "возникновения аварийной ситуации".
Согласно пунктам 3.4 и 3.6 Технического задания при возникновении у Заказчика экстренной необходимости выполнения работ по благоустройству территории, не вошедших в приложения к Техническому заданию, Заказчик направляет Подрядчику заявку на выполнение работ по очистке таких территорий. Выполнение указанных работ осуществляется в пределах общего объема работ, указанного в соответствующих Приложениях. В этом случае Заказчик вправе передать Подрядчику заявку в любое время суток по контактному телефону (указанному Подрядчиком) с последующим подтверждением заявки в письменной форме.
Пунктом 3.5 Технического задания предусмотрено, что подрядчиком выполняются фотоснимки объектов благоустройства, подтверждающие выполнение работ. Оперативное размещение фотоснимков осуществляется посредством облачного сервиса хранения данных, доступ к которому обеспечивает Заказчик после заключения контракта.
При этом, разъяснений, какие ситуации в рамках исполнения контракта могут быть отнесены к "аварийным", "экстренным" и работам "при необходимости", "оперативное размещение фотоснимков", также, как и критериев их определения, извещение о проведении закупки не содержит.
Заказчиком письменные пояснения по данному вопросу Комиссии не представлены.
Из совокупности указанных фактов, следует, что в извещении о проведении закупки в отношении работ (услуг), которые необходимо выполнить "при необходимости", аварийности, экстренности, оперативности, содержится только вероятность осуществления данной деятельности при возможном, но необязательном наступлении определенных событий, что не позволяет сделать вывод о наличии потребности заказчика в указанных работах (услугах) и свидетельствует о неопределенности существенных условий контракта.
1.3. Приложениями N 6 N 7 к Техническому заданию установлены перечни отдельных зон, расположенных на территории Калининского района города Челябинска, подлежащих содержанию.
Из пояснений представителей Заказчика на заседании Комиссии следует, что под отдельными зонами понимается территория, не имеющая принадлежности (бесхозная, пустыри).
Из общеупотребительного значения слова "пустырь" следует, что это - запущенное, заброшенное пространство, незастроенное место, расположенное вблизи жилья или на месте бывшего жилья.
Вместе с тем, извещение о проведении закупки не содержит разъяснения указанного термина "отдельной зоны", "пустырь", также, как и порядка и критериев отнесения территории к отдельным зонам.
Пояснения по данному вопросу, также, как и нормативно-правовое обоснование отсутствия указанных понятий в извещении о проведении закупки, о наличии данных терминов в стандартизирующей документации, Заказчиком Комиссии не представлены.
Вместе с тем, определение конкретных характеристик указанных понятий может иметь существенное значение для исполнителя по контракту, поскольку требует наличие определенных материальных и технических ресурсов для оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных контрактом, в указанной части.
1.4. Пунктом 3.3 Технического задания предусмотрено, что работы выполняются в соответствии с заявками, утвержденным графиком производства работ, подлежащим корректировке в зависимости от погодных условий, с обязательным вывозом мусора, древесных остатков в специально предназначенное для размещения (хранения, захоронения), утилизации, переработки отходов место, а при необходимости в дневное и ночное время, включая выходные и праздничные дни, в объемах предусмотренных Ведомостью объемов работ (Приложение N 9 к техническому заданию).
При этом, в извещении о проведении закупки, в том числе, проекте контракта, также, как и Техническом задании, не содержится порядок, сроки направления заявок, предусмотренных пунктом 3.5 Технического задания, отсутствует график производства работ.
1.5. Согласно Приложению N 8 к Техническому заданию общее количество урн, подлежащих содержанию по условию контракта, составляет 20 штук.
Из пояснений Заказчика следует, что действительное количество установленных в настоящее время урн (следовательно, передаваемых для оказанию услуг подрядчику) менее данного значения.
Пунктом 1.6 Технического задания предусмотрено, что озелененные территории должны быть очищены от различного мусора. Урны опорожнены.
При этом, указанный пункт Технического задания не содержит указания, о количестве урн, подлежащих очистке, также, как и местах их расположения. В контракте не содержится указание на то, являются ли урны, предусмотренные пунктом 1.6 Технического задания, теми же самыми объектами, которые указаны в Приложении N 8 к Техническому заданию.
В этой связи, совокупность обстоятельств, указанных в пунктах 1.1 - 1.5 настоящего решения, а именно:
- отсутствие в извещении о проведении закупки графической схемы территории, подлежащей содержанию в границах, указанных в Пиложениях N 1-N 7 к Техническому заданию, с указанием конкетных ориентиров с привязкой к местности;
- значение протяженности или площади участков территорий, предусмотренных пунктами 2, 25, 26 Приложения N 1; пунктами 2,10,17,21,26 Приложения N 3; пунктом 1 Приложения N 7, составляет 0 (ноль) метров;
- выполнение работ по заявкам заказчика, порядок и сроки направления которых не определен извещением о проведении закупки;
- наличие только вероятности осуществления работ по контракту при возможном, но необязательном наступлении определенных событий;
- отсутствие в извещении о проведении закупки графика производства работ, предусмотренного пунктом 3.5 Технического задания -
фактически указывает на отсутствие объема подлежащих выполнению работ и неопределенности существенных условий контракта, тогда как совокупное толкование норм гражданского законодательства (статьи 766 Гражданского кодекса РФ) и законодательства о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что существенным условием данного вида договора в рассматриваемой закупке является объем, а также отсутствие информации о месте выполнения работы или оказания услуги, что является нарушением пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 7 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Доводы обращения Заявителя в указанной части являются обоснованными.
2. Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системепредусмотрено, что контракт должен содержать условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
Из указанного следует, что порядок приемки заказчиком определяется самостоятельно, и специальных требований к последовательности, основаниям принятия решения в указанной части заказчиком законодательство о контрактной системе не содержит.
Данный довод обращения Заявителя не обоснован.
3. В соответствии с частью 3 статьи 102 Закона о контрактной системе общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:
1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика по включению в проект контракта процедуры общественного контроля.
Доводы обращения Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 7 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 мая 2022 г. N 074/06/99-1064/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022