Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Хусаинова И.И. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "БОЛЬНИЦА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" - Хисамиевой И.Х. (доверенность) в отсутствие представителей заявителей ООО "ДАНА-Фарм" и ИП Хакимова Р.Р., рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобы заявителя ООО "ДАНА-Фарм" (вх.N5706/ж от 25.04.2022 г.) и заявителя ИП Хакимова Р.Р. (вх. N5786/ж от 26.04.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N0711200024122000090 на предмет: Поставка медицинского оборудования система ультразвуковая диагностическая для отделения кардиореанимации ГАУЗ РТ "БСМП" в 2022 году,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200024122000090 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 21.04.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 850 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобах согласился частично, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения аукционной документации приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя "ДАНА-Фарм" о неправомерном использовании обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно доводам заявителя, заказчик установил ограничение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и одновременно с данным ограничением заказчиком в имеющихся в составе извещения документах было размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 N 1432, порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ранее установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, утратил силу с 31.08.2021 г.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2021 N 2213, с 01.01.2022 г. утратил силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Установить, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Таким образом, в действующем законодательстве отсутствуют возможности несоблюдения ограничений на допуск, устанавливаемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив имеющиеся в составе извещения документы пришла к выводу о том, заказчиком допущены нарушения ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода заявителей о неустановлении заказчиком конкретных кодов позиции в соответствии с КТРУ и о том, что заказчиком неправомерно установлены требования к дополнительным характеристикам товара, неустановленным в КТРУ, а также о том, что установленные характеристики соответствуют единственному производителю.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с извещением о проведении закупки предметом контракта является Поставка медицинского оборудования система ультразвуковая диагностическая для отделения кардиореанимации ГАУЗ РТ "БСМП" в 2022 году. Заказчиком установлен код позиции ОКПД 2 - 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования".
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что согласно техническому заданию заказчиком был установлен код КТРУ N 26.60.12.132-00000034. Однако в извещении о закупке, размещенном в Единой информационной системе заказчиком был указан только ОКПД 2 - 26.60.12.132.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, учитывая, что извещение о проведении настоящего аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 21.04.2022 г., заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию Каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. То есть, указанный в техническом задании код из КТРУ.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В извещении о проведении закупки заказчиком установлены запреты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории российской федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Согласно доводам жалоб заявителей, техническое задание было составлено с грубыми нарушениями антимонопольного законодательства и положений Закона о контрактной системе, что влечет создание искусственных преференций единственному производителю и ограничение конкуренции.
В соответствии с пояснениями заказчика, в КТРУ указан не полный перечень характеристик для закупки необходимого оборудования (запрашиваемое оборудование должно иметь возможность определения патологии плода на ранних сроках беременности). Заказчиком была указана дополнительная информация с целью максимально точного отражения функциональных характеристик товара. Данные уточнения, по мнению Заказчика, необходимы.
Заказчиком были установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, что, согласно Постановлению Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 не допускает установление дополнительных требований и характеристик к объекту закупки. Однако дополнительные характеристики в техническом задании Заказчиком были установлены.
Дополнительные характеристики: |
|
|
Пакеты специализированных программ |
|
|
Пакеты расчетов и измерений для абдоминальных исследований |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.2 |
Пакеты расчетов и измерений для акушерства |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.2 |
Пакеты расчетов и измерений для педиатрии |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.2 |
Пакеты расчетов и измерений для гинекологии |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.2 |
Пакеты расчетов и измерений для урологии |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.2 |
Пакеты расчетов и измерений для малых органов |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.2 |
Пакеты расчетов и измерений для ургентной медицины |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.2 |
Следовательно, учитывая вышеизложенное, а также установление запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 Заказчик не должен был включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Исходя из вышеизложенного, также можно сделать вывод, что указанные действия заказчика могут привести к ограничению конкуренции и невозможности поставки товара различных производителей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании довода жалобы заявителей обоснованным.
Заказчиком нарушены положения статьи 6, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и пунктов 4 и 5 Правил.
Кроме того, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В проекте контракта заказчика используется термин "банковская гарантия".
К примеру:
11.4. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование Заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракт, представленного в виде банковской гарантии, осуществляется Заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения информации об исполнении Контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив извещение к закупке, имеющиеся в составе извещения документы пришла к выводу о том, заказчиком допущены нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы заявителя ООО "ДАНА-Фарм" (вх.N5706/ж от 25.04.2022 г.) и заявителя ИП Хакимов Р.Р. (вх.N5786/ж от 26.04.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N0711200024122000090 на предмет: Поставка медицинского оборудования система ультразвуковая диагностическая для отделения кардиореанимации ГАУЗ РТ "БСМП" в 2022 году обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "БОЛЬНИЦА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ", заказчиков нарушения требований статьи 6, части 3 статьи 7, части 1 статьи 14, частим 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пунктов 4, 5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии |
М.А. Тимофеев |
|
И.И. Хусаинов |
Исп.: Тимофеев М.А., Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 4 мая 2022 г. N 016/06/33-736/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022