Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Хусаинова И.И. - специалиста 1 разряда, |
в отсутствии представителя заказчика, в присутствии представителя заявителя ФГКУ "УВО ВНГ РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)" - Макарова Ф.А. (доверенность N302/46д-2021 от 23.03.20221 г.), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя (вх.N5785/ж от 26.04.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N0711200016822000045 на предмет: Оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств охранной сигнализации зданий на 2022 год Набережночелнинский КВД филиал ГАУЗ "РККВД",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200016822000045 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 19.04.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 124 440,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заказчиком допущены нарушения действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения положений извещения приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о том, что заказчиком объединены в один лот лицензируемые и нелицензируемые виды работ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (абз. 28 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Пунктом 3 абзаца 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлен перечень услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны, в том числе и охрану объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.
Согласно пунктам 15, 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 3 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и частная охранная деятельность подлежат лицензированию.
Исходя из положений технического задания, исполнитель по контракту должен осуществить следующие виды услуг в рамках исполнения контракта:
- Обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
- Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий
- Обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых
установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
- Охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
- Охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию
- Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
- Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
- Охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
- Охрана объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию
- Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
- Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Технические средства охраны на объекте
(характеристика является обязательной для применения)
- Средства видеонаблюдения
- Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа
- Технические средства охранно-пожарной сигнализации
- Технические средства охранной сигнализации
В соответствии с доводами жалобы заявителя в техническом задании заказчика обозначены виды услуг, не позволяющие принять участие в закупке организации заявителя, а именно услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил, что документация составлена в полном соответствии с действующим законодательством. Кроме того, обозначенные услуги были включены в состав документации, в связи с тем, что заказчику необходимо перенести существующие средства охраны на иной объект с последующей проверкой их на работоспособность.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, в который включены технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации (пункт 2). Аналогичные положения, также установлены и в Законе РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, при наличии лицензии на частную охранную деятельность разрешается использовать, проводить обслуживание технических средств охраны.
Также Комиссия отмечает, что частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как следует из информационной карты спорного аукциона ОКПД2/КТРУ - 80.10.12.000-00000004.
Заказчиком согласно указанной позиции КТРУ установлены, в том числе, следующие характеристики: Охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
В рассматриваемом случае заказчик определил предмет закупки исходя из своих потребностей, объединив в одном лоте технологически и функционально связанные между собой услуги по охране объекта с использованием средств охранно-пожарной (тревожной) сигнализации, установленных на объекте, и техническому обслуживанию указанных средств.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что, невозможность выполнения заявителем работ, указанных в техническом задании заказчика, не свидетельствует об ограничении конкуренции.
Аналогичные доводы обозначены в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.04.2021 года по делу А31-2025/2020.
На основании изложенного, Комиссия решила признать жалобу заявителя необоснованной.
Кроме того, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, о требованиях, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п.32 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив извещение о проведении закупки, установила, что Заказчиком в извещении о проведении закупки, не установлено требование к участникам закупки о наличии копии действующей лицензии на частную охранную деятельность.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи и такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем десять рабочих дней, а если такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января 2023 года, не более чем семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям извещения, заказчиком установлены преимущества в отношении субъектов малого предпринимательства.
Исходя из пункта 5.4 проекта контракта, заказчиком установлено, что Оплата за оказанные услуги осуществляется Заказчиком ежемесячно в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки оказанных услуг на основании счета, счета-фактуры.
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчиком установлен неверный срок оплаты услуг по заключенному контракту, а именно установлен срок оплаты в течение 15 рабочих дней, в то время как, в соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, указанный срок не должен превышать 10 рабочих дней.
Заказчиком нарушены положения части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с извещением о проведении закупки заказчиком установлено, что Обеспечение исполнения контракта составляет 5% от цены контракта.
Вместе с тем, изучив положения проекта контракта заказчика, а именно раздел 6, Комиссия установила, что Обеспечение исполнения контракта в данном контракте не предусмотрено.
Таким образом, в извещении заказчика имеются противоречия относительно обеспечения исполнения контракта, а именно в части разночтения в тексте извещения и проекта контракта, относительно размера такого обеспечения.
Комиссия отмечает, что в случае установления требований к обеспечению исполнения контракта в извещении, в проекте контракта должны содержаться положения, предусмотренные положениями части 34, 96 Закона о контрактной системе.
Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение о необходимости выдачи заказчику предписания о внесении изменений в проект контракта при его направлении победителю закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГКУ "УВО ВНГ РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)" (вх.N5785/ж от 26.04.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N0711200016822000045 на предмет: Оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств охранной сигнализации зданий на 2022 год Набережночелнинский КВД филиал ГАУЗ "РККВД" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ КОЖНО-ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ИМЕНИ ПРОФЕССОРА А.Г.ГЕ" нарушения требований части 3 статьи 7, части 8 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
М.А. Тимофеев |
|
И.И. Хусаинов |
Исп.: Тимофеев М.А. Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 мая 2022 г. N 016/06/34-738/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022