рассмотрев жалобу АО "Гражданпроект" (далее - Заявитель) на действия администрации Туапсинского городского поселения при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Туапсинского городского поселения Туапсинского района с подготовкой отчета о научно-исследовательской работе" (извещение N 0818500000822002144) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что требование о наличии у участника лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности в части создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов необоснованны и противоречат действующему законодательству.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.04.2022 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Туапсинского городского поселения Туапсинского района с подготовкой отчета о научно-исследовательской работе" (извещение N 0818500000822002144). Заказчик - администрация Туапсинского городского поселения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 853 300,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Извещению объектом закупки является "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Туапсинского городского поселения Туапсинского района с подготовкой отчета о научно-исследовательской работе".
Извещение открытого конкурса в электронной форме содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование НЦМК.xlsx", "Проект контракта.docx", "Описание объекта закупки.docx", "Требования к заявке на участие в конкурсе, инструкция.docx", "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.docx".
Согласно Извещению объектом закупки является "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Туапсинского городского поселения Туапсинского района с подготовкой отчета о научно-исследовательской работе". Результатом работ является генеральный план, выполненный и оформленный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Содержание и состав проекта - в соответствии со статьей 23 ГрК РФ.
Согласно статье 1 ГрК РФ градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
Территориальное планирование направлено, в том числе на определение в генеральном плане (документе территориального планирования) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (глава 3 ГрК РФ).
Частью 5 статьи 18 ГрК РФ и частью 2 статьи 23 ГрК РФ устанавливается возможность при подготовке генерального плана установления или изменения границ населенных пунктов.
Частью 5.1 статьи 23 ГрК РФ предусматривается, что "Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости." "Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости."
Приложением N 3 приказа Министерства экономического развития РФ
от 23 ноября 2018 г. N 650 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2019 г.) "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 23 ноября 2018 N 650) предусматривается, в том числе, что "2. Электронные документы, содержащие сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, направляемые в орган регистрации прав, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль за содержащимися в них данными".
В соответствии с п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Извещении и п. 2.2 "Требований к содержанию, составу заявки" документации закупки установлено обязательное требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на осуществление геодезической и картографической деятельности (далее - лицензия ГиК)
При этом указано, что лицензия должна быть выдана на следующие виды работ:
- создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов...
В соответствии с п. 42) ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию. Перечень работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащую лицензированию (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1126 (далее - Постановление N 1126), в частности пункт 2:
- создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов (пункт 2 Перечня).
На государственных топографических картах и государственных топографических планах отображаются Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, наименования географических объектов, земли, на которых располагаются леса, береговые линии (границы водных объектов), рельеф сухопутной части территории Российской Федерации, иная информация.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждением или изменением ГП поселения могут быть изменены границы населенных пунктов поселения.
На картах, входящих в состав документов территориального планирования, отображаются (наносятся) границы муниципальных образований, субъектов Российской Федерации.
Границы муниципального образования, субъекта Российской Федерации устанавливаются в ином порядке - в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Указанными законами утверждается и картографическое описание границ. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации в силу части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Так в соответствии со статьей 8 Закона Краснодарсского края от 07 июня 2004 г. N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" изменение границ муниципального образования осуществляется законом Краснодарского края.
Документы территориального планирования, согласно части 4 статьи 18 ГрК РФ, могут служить основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Требования к выполнению данных работ предусмотрены разделом VI Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 января 2018 года N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года N 793" (далее - Приказ N 10). В частности, требования к отображению границ муниципальных образований отображены в 44 раздела VI Приказа N 10.
Требования Приказа N 10 распространяются на все виды, документов территориального планирования, в том числе и на генеральные план поселений, генеральные планы городских округов.
Описанием объекта закупки, предусмотрена подготовка обязательного приложения к генеральному плану со сведениями о границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), а также подготовка документов, содержащих сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования (пункт 8 Описания объекта закупки).
Кроме того, по итогам выполнения 3 этапа работ (пункт 12 Описания объекта закупки) Исполнитель предоставляет Заказчику обобщенную информационную базу об объектах градостроительной деятельность муниципального образования в электронном виде.
Исполнитель представляет Заказчику обобщенную информационную базу, об объектах градостроительной деятельности муниципального образования в системе координат, принятой для ведения ЕГРН, содержащую графическую, семантическую информацию, а также текстовые материалы в соответствии с требованиями статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- о границах поселения;
- о функциональном зонировании территории;
- об автомобильных дорогах местного значения;
- об объектах электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, связи;
- о объектах социальной инфраструктуры;
- о границах земельных участков ЕГРН;
- о наличии объектов культурного наследия, о границах территорий объектов культурного наследия, о зонах охраны объектов культурного наследия: сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений^ регионального значения;
- о зонах с особыми условиями использования территорий (в соответствии с перечнем, установленным требованиями статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации);
- о границах особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения;
- о границах территорий, предназначенных для проведения инженерной защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод;
- о прочих объектах (по согласованию с Заказчиком).
Также, Описанием объекта Закупки предусмотрены требования к материалам по обоснованию генерального плана, которые также включают в себя карту границ населенных пунктов, входящих в состав Туапсинского городского поселения Туапсинского района (п. 15 Описания объекта закупки).
Таким образом, при выполнении работ по муниципальному контракту, заключаемому по итогам Закупки, Исполнитель:
- отображает в проекте генерального плана границы Туапсинского городского поселения Туапсинского района, установленные Законом Краснодарского края от 02.07.2004 N 745-КЗ "Об установлении границ муниципального образования Туапсинский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений - и установлении их границ".
- подготавливает информационную базу с использованием сведений о границах муниципального образования (в графической части);
- подготавливает обязательное приложение к генеральному плану со сведениями о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Указанная деятельность, которую Исполнитель должен осуществить в соответствии с условиями муниципального контракта, заключаемого по итогам Закупки, направлена, в том числе, на корректировку границ Туапсинского городского поселения Туапсинского района, следовательно, в соответствии с пунктом 42 статьи 12 Закона о лицензировании, данная деятельность является картографической деятельностью, на осуществление которой, в силу части 1 статьи 21 Закона о геодезии и картографии, требуется наличие соответствующей лицензии.
Таким образом, исходя из комплексного толкования вышеуказанных норм, часть предусмотренных муниципальным контрактом работ отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Таким образом, требования к участникам не противоречат п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Гражданпроект" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822002144).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 мая 2022 г. N 284/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022