Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->,
Членов Комиссии:
<------->;
<------->,
При участии в режиме видеоконференцсвязи представителей от Заявителя и Заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "РЭМО-Технологии" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Губкинская ГБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка облучателя-рециркулятора бактерицидного", начальная (максимальная) цена контракта - 2 393 243,01 рублей (извещение N 0190200000322003774) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя (вход. N 2648 от 27.04.2022) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о проведении закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган и Заказчик с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении Аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания подачи заявок - 04.05.2022 09:00 (МСК+2);
3) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.05.2022;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.05.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что по совокупности установленных Заказчиком в техническом задании требований к закупаемому товару, соответствует единственному производителю.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В отношении первого довода жалобы.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложении N 1 к извещению о проведении закупки установлены функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара) "Лампа ультрафиолетовая бактерицидная" по двум позициям.
В своей жалобе Заявитель пояснил, что в совокупности установленные Заказчиками технические характеристики закупаемого товара, соответствуют: по позиции 1 - облучателю-рециркулятору Ферропласт РБ-07-Я-ФП-02; по позиции 2 - облучателю-рециркулятору ОРУБн-3-3 Кронт (Дезар-3).
Из возражений Заказчика следует, а также из возражений представителя Заказчика, высказанных при проведении комиссии следует, что Заказчиком обеспечено соответствие характеристикам облучателям-рециркуляторам как миннимум двум производителям по каждой из позиций.
Изучив представленные Заявителем и Уполномоченным органом доводы и техническое задание Комиссия установила, что под указанные Заказчиком характеристики по позициям 1 и 2 действительно подходят облучатели-рециркуляторы Ферропласт РБ-07-Я-ФП-02 и ОРУБн-3-3 Кронт (Дезар-3) по соответствующим позициям. Кроме того, изучив коммерческие предложения представленные Заказчиком установлено, что все три коммерческие предложения содержат предложения к поставке облучатели-рециркуляторы Ферропласт РБ-07-Я-ФП-02 и ОРУБн-3-3 Кронт (Дезар-3). Иных товаров потенциальными поставщиками предложено не было.
В подтверждение своего довода и опровержения довода Заявителя, Заказчиком указано, что помимо указанных выше облучателей-рециркулиторов по двум позициям Технического задания соответствуют следующие облучатели-рецеркуляторы:
- Рециркулятор УФ-бактерицидный "СПДС-60-Р" производитель ООО "Системы поддержания стерильности",
- Рециркулятор УФ-бактерицидный "СПДС-100-Р" производитель ООО "Системы поддержания стерильности",
- Облучатель -рециркулятор "РБОВ 910-МСК",
- Рециркулятор бактерицидный ОРБ-1Н "Позис".
Изучив технические характеристики указанных выше облучателей-рецеркуляторов Комиссией установлено, что по ряду характеристик, таких как: количество ламп, размер, вес, объем, мощность, ни одно из изделий не соответствует установленным Заказчиком в Техническом задании требованиям.
Кроме того, Заказчиком, в своих возражениях, при предоставлении сравнений технических характеристик рециркуляторов указано: "с улучшенными характеристиками для Заказчика", что дает основание полагать о возможности изготовления изделия в соответствии с требованиями Заказчика.
По данному факту Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиками установлены условия допуска продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Кроме того в соответствии в соответствии с Приложением N 3 к Извещению об осуществлении закупки "требования к содержанию, состав заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" пп. 8 п. 2 установлено, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки): требуются наличие у участника открытого аукциона в электронной форме копии действующего регистрационного удостоверения.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон N323) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно ч. 2 ст. 38 Закона N 323 обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона N323 в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти). Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
Согласно п. "г" ч. 11 Приказа Минздрава России от 30.08.2021 N 885н "Об утверждении Порядка проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий" при проведении технических испытаний осуществляется, в том числе проведение испытаний образца (образцов) медицинского изделия вместе с принадлежностями, необходимыми для применения медицинского изделия по назначению, в соответствии с утвержденной программой испытаний
Исходя из вышеизложенного следует, что государственная регистрация медицинского изделия осуществляется при представлении технических испытаний изделия, а следовательно внесение изменений в технические характеристики, влияющие на его функциональную принадлежность, требуют новых технических испытаний, что в свою очередь ведет к получению нового регистрационного удостоверения, либо внесение изменений в действующее.
Указанные обстоятельства не дают возможности поставки товара (при внесении изменений в технические характеристики изделия) Заказчику с соответствующим регистрационным удостоверением.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что представителем Заказчика и Уполномоченного органа не представлено документов, подтверждающих наличие на рынке иных производителей, соответствующих всей совокупности установленных Заказчиком требований к товару.
На основании вышеизложенного Комиссия считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении со стороны Заказчика в части ограничения круга потенциальных участников, поскольку такое описание объекта закупки соответствует продукции конкретного производителя.
Дополнительно Комиссия отмечает, что данная позиция подтверждается различной правоприменительной практикой а именно п. 2 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017): "Включение заказчиком в документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.".
Следовательно, совокупность данных обстоятельств приводит к нарушению требований п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении извещения в соответствие с действующим законодательством, однако, как установлено, Заказчиком при проведении закупки использован код КТРУ - 32.50.50.190-00000120, который с 14.04.2022 признан недействующим, а следовательно при проведении дальнейшей процедуры закупки, Заказчику необходимо использование другого кода КТРУ, что невозможно без аннулировании процедуры проведения торгов.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЭМО-Технологии" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Губкинская ГБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка облучателя-рециркулятора бактерицидного", начальная (максимальная) цена контракта - 2 393 243,01 рублей (извещение N 0190200000322003774), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчиков обеспечить уведомление должностного лица действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки (данным лицом является Хруль Е.И.) о необходимости представить в срок до 05.09.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 06.09.2022 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <------->
Члены Комиссии: <------->
<------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 мая 2022 г. N 089/06/33-391/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022