Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------>,
Членов Комиссии:
<------>,
<------>,
рассмотрев представленное Заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Производственно-техническое управление" (ИНН: 8901024643) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N Р2/22 от 21.02.2022 на поставку сувенирной продукции, цена контракта - 94 144.44 рублей, (извещение N 0190300002122000005,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (вхд. N 2800 от 04.05.2022).
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и объяснения сторон, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации фактах одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о Поставщике не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу пункта 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
21.02.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N Р2/22 от 21.02.2022 на поставку сувенирной продукции.
Согласно п. 1.1 Поставщик обязуется по разработанному дизайну Заказчика в обусловленный настоящим Контрактом срок поставить сувенирную продукцию (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Поставщику стоимость поставленного Товара в установленном настоящим Контракте порядке. Полное наименование, количество, цена за единицу Товара, а также его технические и функциональные характеристики определены в Приложении N1 (Спецификация) являющееся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно п. 1.2. Поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого Товара в соответствии с требованиями Контракта, а также в соответствии правилами и иными нормативами, являющимися обязательными в отношении данного вида Товара в соответствии с законодательными и подзаконными актами, действующими на территории Российской Федерации на дату поставки и приемки Товара (каждой партии Товара).
2.1. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
2.2. Цена Контракта составляет 94 144 (девяносто четыре тысячи сто сорок четыре) рублей 44 копейки, НДС не облагается на основании пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации. Стоимость единицы Товара указана в Спецификации (Приложение N 1) к настоящему Контракту.
2.3. В цену Контракта включены все расходы Поставщика, необходимые для осуществления им своих обязательств по Контракту в полном объеме и надлежащего качества, в том числе расходы на упаковку, маркировку, страхование, сертификацию, затраты по хранению Товара на складе Поставщика, стоимость всех необходимых погрузочно-разгрузочных работ, а также налоги и сборы (при наличии таковых), предусмотренные законодательством Российской Федерации и иные расходы, связанные с поставкой Товара.
3.1.1. Требовать возмещения неустойки и (или) убытков, причиненных по вине Поставщика.
3.1.2. Проверять в любое время ход и исполнение обязательств по Контракту Поставщиком, оказывать консультативную и иную помощь Поставщику без вмешательства в его оперативно-хозяйственную деятельность.
3.1.3. Отказаться от поставки Товара, в случае несоответствия Товара требованиям, установленными Контрактом;
3.4.1. Качественно и в срок, установленный Контрактом, поставить Товар в соответствии с условиями Контракта.
3.4.2. Без увеличения цены Товара выполнить все необходимые действия в целях соблюдения требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение настоящего Контракта, в том числе за неполное и (или) несвоевременное исполнение своих обязательств по Контракту, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Размер штрафа устанавливается Контрактом в соответствии с пунктами 6.3 - 6.8 настоящего Контракта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.12 настоящего Контракта, в том числе рассчитывается как процент цены Контракта.
11.1. Настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
11.2. Сторона, которой направлено предложение о расторжении Контракта по соглашению Сторон, должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты его получения. Расторжение Контракта по соглашению Сторон производится Сторонами путем подписания соответствующего соглашения о расторжении.
11.6. Требование о расторжении Контракта может быть заявлено Стороной в суд только после получения отказа другой Стороны на предложение расторгнуть Контракт, либо неполучения ответа в течение 10 (десяти) дней, с даты получения предложения о расторжении Контракта.
11.7. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в случае существенного нарушения одной из Сторон условий предусмотренных Контрактом в соответствии с гражданским законодательством РФ.
11.9. В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 ФЗ N 44, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 ФЗ N 44 автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
11.10. В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 ФЗ N 44, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления считается:
- дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
- дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
11.11. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
11.12. Сторона направившая решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, обязана отменить не вступившее в силу решение, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта Сторона, нарушившая условия Контракта, устранит все нарушения, послужившие основанием для принятия указанного решения, а также компенсирует затраты на проведение экспертизы (если такая экспертиза проводилась).
13.1. Контракт вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует по 30.06.2022, а в части гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки - до полного их погашения.
13.2. Моментом подписания Контракта считается дата подписания и размещение его Заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N Р2/22 от 21.02.2022 г.
21.02.2022 МКУ "Производственно-техническое управление" (далее - Заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью "Гарантия Плюс" (далее - Поставщик), по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0190300002122000005-2 от 08.02.2022, на основании Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, Услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N44) заключили муниципальный контракт Р2/22 на поставку сувенирной продукции (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется по разработанному дизайну Заказчика в обусловленный настоящим Контрактом срок поставить сувенирную продукцию (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Поставщику стоимость поставленного Товара
В силу пункта 1.6. Контракта место поставки Товара: РФ, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Свердлова, д. 48, (Склад заказчика).
В соответствии с пунктом 4.3 Контракта поставка товара должна быть выполнена в течение 20 календарных дней от даты заключения Контракта.
В предусмотренный Контрактом срок Товар поставлен не был.
В адрес Подрядчика было направлено письмо за исх. от 16.03.2022 N 171-002/01-08/78 с просьбой сообщить о причинах нарушения сроков поставки, а также было предложено поставить в адрес МКУ "ПТУ" Товар, предусмотренный Контрактом до 31 марта 2022 года. В ответ на данное письмо, от Подрядчика поступил ответ за исх. от 17.03.2022 N 17, согласно которого задержка поставки Товара вызвана ухудшением логистической системы, возникновением чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, вследствие санкций иностранных стран и проведением "Специальной операции на Украине". Товар до указанной даты в адрес Заказчика не поступил.
Согласно сведений, указанных Поставщиком в заявке на участие в аукционе и заключенном Контракте, страной происхождения Товара является Российская Федерация. В связи с чем, Заказчик полагает, что при поставке данного Товара не могли возникнуть чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 11.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.04.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.04.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
27.04.2022 Дата расторжения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 27.04.2022.
Изучив представленные документы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Заключив контракт, Поставщик принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению. Условиями контракта установлены обязательства сторон, которые должны исполняться сторонами надлежащим образом.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения Заказчика следует, что причина одностороннего расторжения контракта - товар не доставлен, что стало основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав представленную Заказчиком информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые Подрядчиком меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России было установлено следующее.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссия контрольного органа, рассмотрев обращение, и проведя проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих о выполнении подрядчиком работ ненадлежащим образом, считает, что представленные сторонами доказательства и пояснения не подтверждают совершение Подрядчиком умышленных действий (бездействия), недобросовестного поведения являющихся безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Также материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается тот факт, что Подрядчик пытался выполнение условия контракта.
При этом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что причина одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, не обусловлена недобросовестным поведением Подрядчика и намеренным уклонением от исполнения контракта. В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
На основании изложенного, выявленные нарушения заказчиком установленных Законом о контрактной системе требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, влечет невозможность включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Гарантия Плюс", представленную - Муниципальным казенным учреждением "Производственно-техническое управление", по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N Р2/22 от 21.02.2022 на поставку сувенирной продукции, цена контракта - 94 144.44 рублей, (извещение N 0190300002122000005), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии <------>
Члены комиссии <------>
<------>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 мая 2022 г. N 089/06/104-398/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022