Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>;
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии:
от Заявителя - явку представителя не обеспечил, должным образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы;
от Заказчика и Уполномоченного органа представители по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО ЧОО "Илир-24" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на услуги по физической охране, начальная (максимальная) цена контракта - 7 590 000,00 рублей (извещение N 0890300004822000142) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика (вхд. 2696 от 28.04.2022).
Заявитель считает, что положения документов о закупке противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) Дата и время окончания срока подачи заявок - 06.05.2022 09:00 (МСК+2);
3) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 06.05.2022;
4) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.05.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в документах о закупке Заказчиком неправомерно установлены требования:
1. Заказчиком установлено требование о предоставлении справок об отсутствии судимости;
2. Заказчиком установлено требование о наличии у сотрудников медицинских книжек;
3. Заказчик незаконно установил в документации требование о согласовании с заказчиком охранной организацией работников, которые будут задействованы в охране объектов заказчика.
Заявитель в жалобе сообщил, что согласно Приказу Росгвардии от 28.06.2019 N 228 лицо, претендующее на выдачу удостоверения частного охранника (продление срока действия, выдачу дубликата, внесение изменений в удостоверение частного охранника), заполняет форму согласно приложению N2 такого регламента, в которой указывается информация об имеющейся судимости за совершение умышленного преступления.
Таким образом, факт наличия у лица (сотрудника охранной организации) правового статуса частного охранника и наличия у него удостоверения частного охранника предполагает отсутствие у такого лица судимости за совершение умышленного преступления и (или) предъявленного обвинения в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке).
Заявитель в жалобе сообщил, что медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника выдается после прохождения медицинского освидетельствования, порядок проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения закреплен Приказом Минздрава России от 26.11.2020 N 1252н.
Наличие медицинской книжки для получения статуса частного охранника, а, следовательно, и оказания охранных услуг охранников не требуется, наличие удостоверения частного охранника подтверждает наличие у сотрудника правового статуса частного охранника и отсутствие медицинских противопоказаний.
По мнению заявителя, порядок выдачи медицинской книжки для оказания услуг частной охраны законодательством не предусмотрен, а, следовательно, требование Заказчика не правомерно и не обосновано, кроме того в виду своей необязательности для осуществления частной охранной деятельности, данное требование ставит участников в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
Являясь самостоятельным юридическим лицом и имея лицензию на осуществление частной охранной деятельности, частная охранная организация самостоятельно исходя из потребности и собственных ресурсов выставляет своих охранников на посты охраны своих заказчиков и устанавливает им график сменности.
Таким образом, Заказчик не имеет право вмешиваться во внутренние дела охранной организации в том числе и в части выставления конкретных охранников на посты охраны.
Уполномоченным органом и заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что они считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На заседании Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России представитель уполномоченного органа пояснил, что требование заказчика к сотрудникам обусловлено спецификой охраны образовательных объектов.
1. Уполномоченный орган указывает, что наличие медицинской книжки предусмотрено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1010н от 11.12.2015 "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций".
Заказчик считает, что для выполнения работы в организациях, в которых осуществляется, в том числе деятельность, связанная с воспитанием и обучением детей, необходимо пройти существенно отличающееся медицинское обследование, чем-то медицинское обследование, которое подлежит прохождению с целью реализации требований, установленных Законом РФ от 11.03 1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Иными словами, данные виды медицинских обследований направлены на установления фактов отсутствия различных заболеваний, что в рассматриваемом случае имеет принципиальное значение.
В документах извещения, требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и в инструкции по ее заполнению не установлено, что участнику закупки необходимо предоставлять медицинские книжки в составе заявки.
Наличие медицинских книжек указано для того, чтобы услугу оказывали охранники, имеющие медицинскую книжку. Включение наличия медицинской книжки в описание объекта закупки не нарушает положения Закона о контрактной системе, а позволяет удовлетворить потребности заказчика в услугах с необходимыми заказчику характеристиками.
2. Аналогично вышеуказанному пункту Заказчик прописал наличие справок об отсутствии судимости с целью обеспечения надлежащего оказания охранных услуг, не влечет отклонение заявки участника от участия в закупке, не ограничивает количество участников закупки. При этом изложенное выше, а именно справки об отсутствии судимости, указано для того, чтобы услугу оказывали охранники, имеющие справки об отсутствии судимости. Ввиду чего включение наличия справок об отсутствии судимости в описание объекта закупки не нарушает положения Закона о контрактной системе, а позволяет удовлетворить потребности заказчика в услугах с необходимыми заказчику характеристиками.
3. По установлению требования о согласовании с Заказчиком охранной организацией работников, которые будут задействованы в охране объектов заказчика, данный пункт был включен ошибочно в документацию и был исключен из нее путем внесения изменений 27 апреля 2022 года.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Вопросы частной охранной деятельности в Российской Федерации регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" (далее Закон N2487-1).
Статьей 11.1 Закона N2487-1 установлено, что право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица, в том числе:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления.
В соответствии со статьей 6 Закона N2487-1 предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Уполномоченным органом в сфере частной охранной деятельности в настоящее время являются Войска национальной гвардии РФ и их территориальные подразделения.
Таким образом, частные охранные организации правом оказания охранных услуг на территории Российской Федерации наделяются специально уполномоченным органом в лице Войск национальной гвардии РФ и их территориальных подразделений, этот же орган уполномочен осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций на предмет соблюдения ими при оказании охранных услуг обязательных лицензионных требований и иных требований закона
Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С целью реализации норм, установленных указанным Федеральным законом, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был издан приказ от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ N 402). Из системного толкования положений статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ и положений приказа N 402 следует, что работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, надлежит иметь медицинские книжки, выданные по форме, установленной указанным приказом центрами гигиены и эпидемиологии, в которых отражаются сведения о результатах медицинских обследований.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки являются услуги по физической охране.
По доводу N 1 Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила следующее.
Пунктом 4 Технического задания установлены требования к сотрудникам охраны о наличии справок об отсутствии судимости.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что данное требование предъявляется не ко всем участникам закупки, а только к победителю закупки и обусловлено спецификой охраны образовательных объектов, которые посещают несовершеннолетние дети.
Согласно ст. 351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвергом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
В п. 5, 6 ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" говориться о том, что не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица: граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления и граждане, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке).
В соответствии со статьей 11.1. Закона N 2487-1 право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
Лица, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника.
Получая статус частного охранника, гражданин предоставляет все справки в уполномоченный орган в сфере частной охранной деятельности.
Законодательство не обязывает частного охранника иметь какие-либо справки при оказании охранных услуг.
Следовательно, наличие статуса частного охранника подтверждает факт отсутствия судимости.
Заказчики охранных услуг в силу закона не наделены правом осуществления контроля за соблюдением частными охранными организациями при оказании охранных услуг обязательных лицензионных требований и иных требований закона.
Таким образом, Заказчики охранных услуг не имеют право при размещении публичных закупок охранных услуг ограничивать правоспособность частных охранных организацией путем установления к ним дополнительных требований, не предусмотренных законом.
По мнению Комиссии, установленные Заказчиком дополнительные требования, являются требованиями к трудовым ресурсам необходимым для оказания услуги, что нарушает ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом довод N 1 является обоснованным.
По доводу N 2 Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила следующее.
Пунктом 1.2 Технического задания (приложение Б к извещению) в описании объекта закупки установлено, что каждый сотрудник охраны при выполнении служебных обязанностей по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны Заказчика должен иметь медицинскую книжку установленного образца в соответствии с Приложением N 1 к Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" в действующей редакции.
Кроме того, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1010н от 11.12.2015 "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" установлены особые условия допуска к работе охранников, а именно: наличие личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
Данный приказ является действующим, подлежит применению в образовательных организациях.
Данное требование установлено Заказчиком с целью обеспечения надлежащего оказания охранных услуг исполнителем, и не влечет отклонение заявки участника от участия в закупке, не ограничивает количество участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в техническом задании к извещению о проведении аукциона требований о наличии медицинской книжки в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1010н от 11.12.2015, не нарушают права и законные интересы участников закупки.
Таким образом довод N 2 не находит своего подтверждения и является необоснованным.
По доводу N 3 Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила следующее.
Уполномоченный орган на заседании комиссии сообщил, что требование о согласовании с заказчиком охранной организацией работников, которые будут задействованы в охране объектов заказчика было включено ошибочно и было исключено из документов извещением о внесения изменений. В ЕИС размещено изменение извещения о проведении электронного аукциона от 28.04.2022 NИИ1.
Комиссия установила, что на момент рассмотрения жалобы в связи с изменением заказчиком требования, довод жалобы (указание на обжалуемые действия) не соответствует действующей редакции извещения об осуществлении закупки.
Таким образом довод N 3 Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Установленные в действиях Заказчика нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод N 1 жалобы заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
По мнению Комиссии, указанное нарушение не отразилось на результатах определения поставщика и по сути своей является требованием к исполнителю контракта, и может быть устранено путем внесения изменений в контракт.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о внесение изменений в проект контракта при направлении его победителю, с учетом указанного выше решения.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир-24" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на услуги по физической охране, начальная (максимальная) цена контракта - 7 590 000,00 рублей (извещение N 0890300004822000142), обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика (с учетом функций, осуществляемых Уполномоченным органом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчиков МО Салехард - обеспечить уведомление должностного лица, действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью и разместившего в единой информационной системе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки (извещение N 0890300004822000142) о необходимости представить в срок до 20.05.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 23.05.2022 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru)
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 мая 2022 г. N 089/06/33-396/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022