Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома" (далее - ООО "Нутритек Кострома"): <_> (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): <_> (представитель по доверенности),
в отсутствии:
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница" (далее также - ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку смеси для детского питания для нужд ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" (извещение N 0816500000622006417), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Нутритек Кострома" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Нутритек Кострома" следует, что в техническом задании заказчиком установлены показатели, отличающиеся от установленных показателей техническими регламентами, и не размещено ненадлежащее обоснование использования заявленных требований.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что данную закупку отменили в связи с поступившим запросом от 28.04.2022 г. о внесении изменений в описание объекта закупки и будут размещать повторно с изменениями в описании объекта закупки.
В ходе рассмотрения представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Нутритек Кострома" обоснованной по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из норм части 1 статьи 12 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. Вследствие этого заказчик самостоятельно, руководствуясь требованиями действующего законодательства, устанавливает в документации об аукционе требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товара, которые отражают специфику деятельности Заказчика, включая наличие соответствующих материально-технических ресурсов, и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
В Описании объекта закупки установлено следующее:
п/п |
Наименование товара и/или наименование характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
3начение по позиции КТРУ |
Требуемые значения |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснован ие их не применен ия (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона Ш4-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Код позиции КТРУ |
1 |
Начальная молочная смесь для детского питания |
|
|
|
|
|
|
кг |
115,2 |
10.86.10.133-00000002 |
<_>
1.4 |
Белок |
1,24 |
1,30 |
|
|
|
|
|
|
|
1.5 |
Белки молочной сыворотки |
60,00 |
70,00 |
|
|
|
|
|
|
|
1.6 |
Белок |
1,24 |
1,30 |
|
|
|
|
|
|
|
1.7 |
Белки молочной сыворотки |
60,00 |
70,00 |
|
|
% от общего количества белка |
|
|
|
|
<_>
1.14 |
кальций |
445,00 |
500,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
<_>
1.22 |
хлориды |
450,00 |
470,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
1.23 |
Йод |
100,00 |
120,00 |
|
|
мкг/л |
|
|
|
|
1.24 |
хлориды |
450,00 |
470,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
1.25 |
Йод |
100,00 |
120,00 |
|
|
мкг/л |
|
|
|
|
<_>
1.29 |
кальций |
9,30 |
12,00 |
|
|
мкг/л |
|
|
|
|
<_>
1.38 |
Энергетическая ценность |
660,00 |
670,00 |
|
|
ккал/л |
|
|
|
|
<_>
2.12 |
Белок |
20,00 |
20,30 |
|
|
г/л |
|
|
|
|
2.13 |
Таурин |
48,00 |
56,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
2.14 |
Жир |
37,00 |
39,00 |
|
|
г/л |
|
|
|
|
2.15 |
Линолевая кислота |
5,00 |
6,00 |
|
|
г/л |
|
|
|
|
2.16 |
Альфа-линоленовая кислота |
|
690,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
2.17 |
Докозагексоеновая кислота |
130,00 |
138,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
2.18 |
Арахидоновая кислота |
138,00 |
170,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
<_>
2.22 |
Белок |
20,00 |
20,30 |
|
|
г/л |
|
|
|
|
2.23 |
Таурин |
48,00 |
56,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
2.24 |
Жир |
37,00 |
39,00 |
|
|
г/л |
|
|
|
|
2.25 |
Линолевая кислота |
5,00 |
6,00 |
|
|
г/л |
|
|
|
|
2.26 |
Альфа-линоленовая кислота |
|
690,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
2.27 |
Докозагексоеновая кислота |
130,00 |
138,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
2.28 |
Арахидоновая кислота |
138,00 |
170,00 |
|
|
мг/л |
|
|
|
|
2.29 |
Углеводы |
74,00 |
74,90 |
|
|
г/л |
|
|
|
|
2.30 |
Энергетическая ценность |
700,00 |
740,00 |
|
|
ккал/л |
|
|
|
|
При этом, Описанием объекта закупки также предусмотрено, что при составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался статьей 33 Закона о контрактной системе и использовал уточненные показатели в пределах стандартных значений Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), Технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012).
ТР ТС 033/2013, Технический регламент Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции") "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", а именно приложением N12 установлены показатели, позволяющие определить допустимый уровень тех или иных компонентов согласно требованиям ТР ТС 033/2013, данные показатели варьируются от минимального до максимального значения, либо установлены нижние или верхние границы показателя, между тем, заказчиком в описании объекта закупки установлены конкретные показатели.
Поскольку заказчиком установлены показатели товара отличные от ТР ТС 033/2021, в Описании объекта закупки содержится также обоснование необходимости данных показателей.
Так, из указанного обоснования следует, что при разработке технических характеристик объекта закупки Заказчик руководствовался следующими нормативными актами и методическими рекомендациями:
- Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08);
- Письмо Министерство здравоохранения с социального развития Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 15-3/691-04;
- Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, утвержденной на XVI Съезде педиатров России.
По характеристикам, указанным в КТРУ невозможно в полной мере определить соответствие товара, в связи с этим Заказчиком принято решение детализировать параметры, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, в целях обеспечения к поставке товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика.
При проведении анализа рынка продуктов для питания детей раннего возраста были установлены ряд производителей, выпускающих адаптированные молочные смеси, молочные напитки, специализированные, лечебные и лечебно-профилактические смеси, ингредиентный состав которых удовлетворяет заявленным требованиям к техническим характеристикам продукта.
Между тем, Комиссия Якутского УФАС России, ознакомившись указанным обоснованием объекта закупки, приходит к выводу, что предусмотренное Законом о контрактной системе требование о наличии в документации о закупке обоснования использования нестандартных показателей товара Заказчиком исполнено ненадлежащим образом. Указанное обоснование не является предметным, в достаточной степени детализированным, не раскрывает действительные потребности заказчика.
Ввиду этого Комиссия Якутского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42.
Жалоба признана обоснованной.
Вместе с тем, на заседание комиссии заказчиком представлено подтверждение (Сравнительная таблица) того, что характеристики которые указаны в Описании объекта закупки подходят к товару как минимум троих производителей по каждой позиции Описания объекта закупки, на основании чего Комиссия Якутского УФАС России делает вывод об отсутствии ограничения участников закупки.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие требования к товару, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям и удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
В связи с вышеуказанным, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку смеси для детского питания для нужд ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" (извещение N 0816500000622006417) оставить без рассмотрения в связи с отсутствием предмета обжалования..
2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку смеси для детского питания для нужд ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" (извещение N 0816500000622006417) нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что закупка отменена, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 мая 2022 г. N 014/06/59-562/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022