Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ИП Лялякина А.А. (вх. 6285) от 27.04.2022 года на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканская станция переливания крови при осуществлении закупки N 0301200053522000041 "Закупка расходных материалов для анализатора автоматического модульного Freedom EVO".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно требования Технического задания ограничивают конкуренцию.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0301200053522000041.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что каталожный номер в техническом задании указан не в соответствии с Законом о контрактной системе и ограничивает конкуренцию.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик в Техническом задании указывает:
N п/п |
Наименование товара, основные требования, технические и функциональные характеристики |
Показатель, в соответствие с которым устанавливается соответствие |
Единица измерения |
Кол-во |
1 |
Наконечник на пипетирующий манипулятор, совместимый с анализатором автоматическим модульным TECAN Freedom EVO имеющимся у Заказчика. |
Каталожный номер 10612555 |
шт |
144000 |
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что каталожный номер товара - 10612555 принадлежит наконечникам на пипетирующий манипулятор, согласно регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 04 июля 2016 года NФСЗ 2008/03047 Производитель "ТЕКАН Швайц АГ", Швейцария, место производства медицинского изделия - Швейцария. Согласно руководству по эксплуатации анализатора автоматического модульного Freedom EVO: Стр. 42 Для обеспечения надежной работы с получением воспроизводимых результатов необходимо использовать для технического обслуживания и ремонта только оригинальные запасные части и расходные материалы. Стр. 75 Используйте только одноразовые наконечники производства компании Tecan. Стр. 79 Примечание: достижение эксплуатационных характеристик при оров для пипетирования компании Тесап гарантируется только при использовании одноразовых наконечников производства компании Tecan. Стр. 92 Одноразовые наконечники Используйте только одноразовые наконечники производства компании Тесап. Доступны проводящие одноразовые наконечники следующих объемов (с наличием филыра или без). 12 100 мкл и мкл 200 мкл 50 мкл О 10 мкл (одноразовый наконечник малого объема). Стр. 103 Одноразовые наконечники Примечание: форма наконечников или неподходящие свойства материалов могут оказать заметное негативное воздействие на результаты пипетирования. Риск ошибок пипетирования значительно возрастает, если наконечники не прилегают должным образом или при неподходящей геометрии отверстия наконечника. Использование одноразовых наконечников Тесап гарантирует оптимальную работу всех платформ пипетирования Tecan.
Дополнительно представителем Заявителя было направлено информационное письмо, из которого следует, что для выполнения всех установленных законом требований TECAN использует оригинальные расходные материалы, изделия и программное обеспечение. Использование неоригинальных одноразовых наконечников на анализаторах автоматических модульных Freedom EVO может привести к негативными последствиям для характеристик приборов. Использование неоригинальных аксессуаров, таких как одноразовые наконечники, не рекомендуется TECAN. Производитель оборудования рекомендует использовать только оригинальные расходные материалы, такие как одноразовые наконечники на анализаторах автоматических модульных Freedom EVO.
Согласно п. 3 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно разъяснениям МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ (письмо от 18 июля 2016 г. N Д28и-1825) в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию заказчик вправе сделать указание на товарный знак и каталожные номера запасных частей в документации о закупке.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На участие в электронном аукционе поданы 3 заявки.
Заявитель документы, доказательства, которые ограничивают конкуренцию, не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Лялякина необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 5 мая 2022 г. N ТО002/06/105-835/2022 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - расходный материал - товарный знак - участники закупок - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022