Резолютивная часть решения объявлена 05.05.2022 г.
Изготовлено в полном объеме 12.05.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
при участии в деле посредством видео-конференц-связи:
представителя Заказчика -Администрация города Элисты - Бутаев С.Д. (доверенность ШТ-1191/01-28 от 04.05.2022); Джальчинова Е.В. (доверенность N ШТ-1191/01-28 от 04.05.2022 г.);
в отсутствии Заявителя ООО "НПИ ЭНКО" уведомлен о времени и дате рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "НПИ ЭНКО",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 28.04.2022 г. поступила жалоба от ООО "НПИ ЭНКО", (далее - Заявитель) на действия Администрации города Элисты (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы, направленной на разработку предложений и рекомендаций по нормативно-правовому обеспечению и совершенствованию развития муниципального образования города Элиста по объекту: "Проект внесений изменений в Генеральный план города Элисты и Правил землепользования и застройки города Элисты", реестровый номер извещения N 0105300000722000022.
В соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба была принята.
Уведомлением N 08/718 от 29.04.2022 г. рассмотрение жалобы ООО "НПИ ЭНКО" назначено на 04 мая 2022 года в 14 часов 00 минут, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
В связи с изучением материалов дела Комиссия Калмыцкого УФАС России отложило рассмотрение дела на 05 мая в 10 часов 00 минут.
Заявитель считает, что установленное Заказчиком требование о наличии действующей лицензии, выданную ФСБ России, является незаконным и избыточным, что необоснованно ограничивает круг лиц, участвующих в электронном конкурсе.
Представитель Заказчика представил письменные пояснения, где не согласен с доводами жалобы и просил признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Калмыцкого УФАС России, установила следующее.
16.04.2022 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105300000722000022, а также документация электронного конкурса по выполнению научно-исследовательской работы, направленной на разработку предложений и рекомендаций по нормативно-правовому обеспечению и совершенствованию развития муниципального образования города Элиста по объекту: "Проект внесений изменений в Генеральный план города Элисты и Правил землепользования и застройки города Элисты." Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 866 667 (восемь миллионов двести восемьдесят одна тысяча четыреста семьдесят восемь) рублей 00 копеек. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: в 10 часов 00 минут по московскому времени "28" апреля 2022 года. Дата подведения итогов определения поставщика: "06" мая 2022 года.
1. Согласно доводам Заявителя, установленное Заказчиком требование о наличии данной лицензии является незаконным и избыточным по следующим основаниям.
1) В соответствии с пунктом 42.1 указа Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", к сведениям, составляющим государственную тайну относятся в том числе сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек.
Численность населения городского округа Элиста 103 535 чел. (на 01.01.2021 г.), в связи с изложенным необходимость установления требований к участникам закупки о наличии лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну отсутствует.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "по выполнению научно-исследовательской работы, направленной на разработку предложений и рекомендаций по нормативно-правовому обеспечению и совершенствованию развития муниципального образования города Элиста по объекту: "Проект внесений изменений в Генеральный план города Элисты и Правил землепользования и застройки города Элисты".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика об установлении в документации о закупке требования о соответствии участников закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки.
В соответствии со ст.2 Закона о государственной тайне, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Статьей 6 Закона о государственной тайне предусмотрено, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - это введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
На основании ст.9 о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со ст.27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В извещении открытого конкурса в электронной форме к участникам закупки установлены требования о наличие в составе заявки лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (основание: Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне") с установленной степенью секретности разрешенных к использованию сведений "секретно" или "совершенно секретно";
В требованиях к содержанию заявки к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены аналогичные требования к участникам закупки.
Пункт 1.3 описания объекта закупки, установлены требования к содержанию проекта генерального плана города Элисты и правил землепользования и застройки города Элисты:
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2-4 картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа;
3) границы и описание функциональных
зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Из пункта 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.04.1955 N333, следует, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течении установленного срока.
Статьей 17 Закона РФ "О государственной тайне" определено, что передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со ст.9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Обязательное наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ РФ у участника закупки требуется в том случае, если в предмет закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, входят сведения, составляющие государственную тайну.
В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения", "Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения") схемы водоснабжения и водоотведения в течении 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов местного самоуправления, соответственно они должны быть доступны для неопределенного круга лиц.
Согласно Указу Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", к перечню сведений, отнесенных к государственной тайне, относятся следующие сведения, которые необходимо учитывать при разработке проекта генерального плана:
-Сведения о горных выработках, естественных полостях, метрополитенах или других сооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны
-Сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих
-Сведения о силах или средствах гражданской обороны
-Сведения о дислокации, предназначении, степени защищенности объектов административного управления
-Геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение
Из пояснений Заказчика следует, что в соответствии с условиями описанием объекта закупки, исполнителю необходимо подготовить в составе материалов по обоснованию генерального плана раздел "Перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". При подготовке соответствующих графических и текстовых материалов потребуется сведения с грифом "секретно".
Кроме того, генеральный план городского округа Элисты, содержит согласно п.3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа;
4) карту функциональных зон городского округа.
На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории генплана показываются существующие головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры. Головными сооружениями признаются сооружения, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в "голове" - начале водопроводной сети.
Соответственно, при выполнении работ по подготовке и обоснованию проекта генерального плана Подрядчиком будут использоваться сведения об инженерной инфраструктуре, а именно - данные о расположении головных сооружений водопровода и водопроводов, их питающих (топографические съемки с привязкой к топографической основе), которые попадают в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. (п.42.1 Указа Президента РФ N 1203).
Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу, что поскольку работы, предусмотренные описанием объекта закупки, предполагают работы с объектами, отнесенными к государственной тайне, то заказчик правомерно установил требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ РФ.
На основании изложенного, рассматриваемый довод признан Комиссией необоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПИ ЭНКО" - необоснованной.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Габунов А.В.
Мархадаева А.М.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 12 мая 2022 г. N 008/06/42-73/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022