Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация Лужского муниципального района:
от Заявителя - ООО "Имидж":
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по проведению финансового аудита.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
25.04.2022 на официальном сайте https://zakupki.lenreg.ru размещено извещение о проведении закупки N 67736-22LO.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалоб ООО "Имидж" полагает, что Заказчиком при проведении закупки в Электронном магазине Ленинградской области допущены нарушения норм Закона о контрактной системе и Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Относительно довода о неверном определении способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) представитель Заказчика пояснил, что Заявитель ссылается на положения статьи 19 Закона N 220-ФЗ в части обязательности проведения исключительно открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. При этом положениями Закона N 220-ФЗ регулируется осуществление перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам, а именно статьи 14 и 17 соответственно.
В статье 17 Закона N 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. В пункте 19 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. К тому же, согласно части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам выдается по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. Часть 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ гласит: предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком была проведена закупка на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 1, 3, 12, 150, 150а, 124, 127, 130, 131, 132, 132а, 138а, 138б, 147, 151, 157, 163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области. Как было указано ранее, положения относительно организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам установлены в статье 14 Закона N 220-ФЗ, в которой определено: осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
Частью 5 статьи 14 Закона N 220-ФЗ закреплены возможные условия для включения в документацию о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственный или муниципальный контракт (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика).
Таким образом, Закон N 220-ФЗ допускает проведение закупки на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам у единственного подрядчика с соблюдением положения Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.
Согласно еще одному мнению Заявитель закупка на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N1,3,12,150,150а,124,127,130,131,132,132а,138а,138б,147,151,157,163 в границах Лужского муниципального района Ленинградской области (далее - Закупка), осуществлена Администрацией в соответствии с требованиями пункта 4, 5, 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, проведение Закупки с "основанием для закупки у единственного поставщика" в соответствии с требованиями пункта 5, 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является нарушением Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не учитывается, что Заказчик осуществил Закупку в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Заказчиком было отмечено, что соблюдением им всех требования пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении Закупки обеспечено в полном объеме.
Представитель Заказчика пояснил, что указание в интерфейсе всех закупок, осуществляемых в "Электронном магазине Ленинградской Области" (далее - ЭМ ЛО) на то, что закупки осуществляются в соответствии с пунктами 4, 5, 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (без выбора конкретного пункта), обусловлено тем, что пунктом 3 Постановления Правительства Ленинградской области от 24.02.2014 N 32 "О порядке функционирования и использования автоматизированной информационной системы "Государственный заказ Ленинградской области" (далее - Постановление N 32) государственным заказчикам Ленинградской области надлежит осуществлять закупки в соответствии с пунктами 4, 5, 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе посредством механизмов ЭМ ЛО.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.
В отношении довода заявителя относительно отклонения других оферт, представленных участниками.
Электронный магазин действует в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2014 года N 32 "О порядке функционирования и использования региональной информационной системы Ленинградской области "Государственный заказ Ленинградской области".
Пунктом 10.2.1. Регламента предусмотрено, что Заказчик обязан выполнить одно из действий по каждой поступившей оферте: принять или отклонить оферту до плановой даты заключения договора.
Заказчик осуществляет выбор оферты, руководствуясь нормами действующего законодательства.
Согласно пункту 10.2.5 Регламента электронного магазина при отклонении оферты Заказчик обязан обосновать причину отклонения оферты.
Согласно пункту 12.7 Регламента функционал системы для заключения договора со стороны Заказчика доступен только после выполнения действий пункта 10.2.1. настоящего Регламента по отношению ко всем офертам по закупке.
Инспекция установила, что подано 4 активных предложения. Заказчиком Принято предложение ООО "Гранит-Авто".
Инспекция установила, что по оставшимся предложениям участников оферты не отклонены, при этом обоснования причины отклонения оферты также отсутствуют.
В указанных действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения статьи 6 Закона о контрактной системе.
В отношении довода заявителя относительно отсутствия оснований проведения срочной закупки.
Согласно мнению Заявителя, указание Заказчиком в ЭМ ЛО о том, что Закупка отнесена заказчиком к "Срочной закупке" (в понятии Регламента ЭМ ЛО), является основанием для признания Закупки незаконной.
Инспекция не находит данный довод Заявителя обоснованным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит таких понятий, как "срочная закупка" и "плановая закупка". Соответственно, выбор заказчиком механизма ЭМ ЛО для осуществления закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в частности, указание в ЭМ ЛО на "срочную закупку" или "плановую закупку"), не свидетельствует о несоблюдении Заказчиком требований Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.
В отношении довода Заявителя о неверном выборе способа определения поставщика, в нарушение Закона о контрактной системе Инспекция установила.
Согласно мнению Заявителя, Заказчиком незаконно заключен контракт с ООО "Гранит-Авто" способом, предусмотренным статьей 93 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что Областной закон Ленинградской области от 28.12.2015 N 145-оз "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Ленинградской области" (далее - Закон N 145), Постановление Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 12.05.2016 N 1477 (далее - Постановление N 1477), не предусматривают заключения подобных договоров без проведения конкурсов.
Представителем Заказчика пояснено, что Закон N 145 не устанавливает каких-либо требований к способу выбора поставщика какой-либо администрацией муниципального образования Ленинградской области на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.
Согласно преамбуле Постановления N 1477 указанное постановление принято в целях реализации статей 21-24 главы 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок). При этом, согласно части 1 статьи 21 Закона об организации перевозок предметом открытого конкурса, определенного в ст. 21-24 Закона об организации перевозок, является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Согласно пункту 19 статьи 3, части 1 статьи 21 Закона об организации перевозок, требования статей 21-24 регламентируют исключительно порядок проведения открытого конкурса и исключительно на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам. Таким образом, в статьях 21-24 Закона об организации перевозок, Постановлении N 1477 не устанавливается каких-либо требований при осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе на осуществление перевозок по регулируемым тарифам.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.
В отношении довода жалобы, касающегося расчета начальной (максимальной) цены контракта, Инспекция сообщает следующее.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что жалоба Заявителя содержит, в том числе, доводы об оспаривании действий Заказчика в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Инспекция не уполномочена рассматривать такой довод Заявителя по существу.
Инспекция на основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Приказа
РЕШИЛА:
1. Выявить в действиях Заказчика нарушение статьи 6 Закона о контрактной системе;
2. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения, так как по результатам проведения данной закупки заключен контракт;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 5 мая 2022 г. N 047/06/99-1099/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2022