Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика- Администрация муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5363 от 28.04.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории, расположенной возле дома 71 по Выборгскому шоссе пос. Поляны Выборгского района Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 293 964,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком некорректно установлены дополнительные требования, а именно, не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571). Также, Заявитель считает, что извещение Заказчика неправомерно содержит дополнительное требование в соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению Правительства N 2571.
Комиссия не находит данные доводы жалобы обоснованными на основании следующих обстоятельств.
Заказчиком в извещении установлено следующее: "Наличие у участника закупки одного из опытов выполнения работ: 1)опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2)опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3)опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным п.1 или 2 позиции, цена выполненных работ, предусмотренных п.3 позиции, должна составлять не менее 20% от НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика. Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки доп.требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного п.1 позиции: 1)исполненный договор; 2)акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного п.2 позиции: 1)исполненный договор; 2)акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3)разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного п.3 позиции: 1)раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2)разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации_".
Постановлением Правительства N 2571 определены дополнительные требования к участникам закупок, в том числе при проведении электронного аукциона.
Пунктом 9 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 определены следующие дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки при проведении закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям необходимо предоставление следующей информации и документов:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта - 15 293 964,00 рублей. Объектом закупки является выполнение работ по благоустройству общественной территории, расположенной возле дома 71 по Выборгскому шоссе пос. Поляны Выборгского района Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия установила, что в извещении о проведении электронного аукциона дополнительные требования к участникам закупки применены корректно, позиция 9 Постановления Правительства N 2571 также установлена Заказчиком в соответствии с законодательством, так как работы, предусмотренные закупкой, относятся исключительно к работам по благоустройству территории.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Во втором доводе жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части избыточного описания объекта закупки.
Комиссией установлено, что электронный документ "Приложение N 2 к Описанию объекта закупки" состоит из 57 страниц.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Количество страниц, содержащееся в электронном документе "Приложение N 2 к Описанию объекта закупки", не затрудняет заполнение заявки на участие в электронном аукционе.
Доказательств невозможности заполнения заявки Заявителем в материалы дела не представлено.
Комиссия, ознакомившись с составом и содержанием извещения об осуществлении закупки установила, что формат файла "Приложение N 2 к Описанию объекта закупки" обеспечивает возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ.
Комиссия, пришла к выводу, что Заказчиком при размещении извещения об электронном аукционе не допущены нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также, Заявитель считает, что требования к характеристикам товаров, указанных в Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки, являются ненадлежащими.
Все требования к показателям товаров установлены строго в соответствии с техническими разделами соответствующих государственных стандартов Российской Федерации и обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей Заказчика в поставке товаров при выполнении работ в соответствии с описанием объекта закупки.
Комиссия также установила, что извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона не устанавливает требований о проведении участниками закупки каких-либо испытаний.
Испытания, согласно государственным стандартам, проводятся только на конкретные партии товаров. Указанные испытания подтверждают соответствие или несоответствие установленным производителем техническим условиям на производство типов (видов) продукции.
В свою очередь, из положений извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона следует, что участникам закупки требуется указать именно сведения о технических характеристиках товара, а не результаты проведенных испытаний. При этом Комиссия установила, что все требования к товарам, установленные Заказчиком Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки, являются стандартными, установлены в соответствии с требованиями документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации в соответствие положениям пункта 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия пришла к выводу, что показатели, требования к которым установлены в извещении об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, отражаются не для конкретной изготовленной единицы товара, а являются техническими условиями для производства типа (вида) товара и определяются любым производителем до его непосредственного изготовления.
Требования к показателям товаров, поставляемых при выполнении работ, указанные Заявителем в жалобе, установлены Заказчиком без учета показателей, которые могут быть получены участниками закупки опытным путем в ходе проведения испытаний уже изготовленного товара, а также не являются требованиями к компонентам отдельно взятых товаров.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований считать указанный довод жалобы обоснованным.
В третьем доводе жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки.
Комиссия установила, что Приложение N 2 к Описанию объекта закупки содержит требования к характеристикам объекта закупки, инструкцию по заполнению конкретных показателей товаров, предлагаемого к поставке, при выполнении работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика.
Таким образом, исходя из содержания представленных в ЕИС электронных документов, являющихся приложением к извещению об осуществлении закупки, следует, что объектом закупки выступает: выполнение работ по благоустройству общественной территории, расположенной возле дома 71 по Выборгскому шоссе пос. Поляны Выборгского района Ленинградской области.
Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона для объекта закупки установлено наименование работ - ""Услуги по планировке ландшафта" с кодом позиции N 81.30.10.000 (согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Комиссией также установлено, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона не предусмотрены коды позиции для поставляемого товара. То есть товары, необходимые к поставке, не указаны в извещении об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона отдельными наименованиями.
Таким образом, Заказчику необходимо для каждого товара установить соответствующий код ОКПД 2.
В указанных действиях Заказчика, выразившихся в указании в извещении о проведении электронного аукциона наименования исключительно выполняемых работ (оказываемых услуг), без указания наименований поставляемых товаров, усматривается нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" обоснованной в части;
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системы;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений в связи с выдачей предписания по делу N 047/06/42-1102/2022;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 мая 2022 г. N 047/06/42-1104/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022