Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЛОГИКА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации биологических отходов и медицинских отходов класса "Б", "В", "Г" в 2022 году с территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф Владимирского" (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского) (извещение N 0348200027022000030 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего Извещение о проведении Аукциона в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 09.02.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 445 220,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 17.02.2022.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в один лот объединены услуги, требующие лицензирования и услуги на осуществление которых лицензия не требуется, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является: "Оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации биологических отходов и медицинских отходов класса "Б", "В", "Г" в 2022 году с территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф Владимирского" (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым: "СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"; СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
В соответствии с этими документами все медицинские отходы, в зависимости от уровня их опасности и негативного влияния на окружающую среду, делятся на пять классов:
Класс А: безопасные отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов и инфекционными больными (упаковка, мебель, инвентарь, пищевые отходы);
Класс Б: опасные для здоровья (предметы, загрязненные биологическими жидкостями, патологоанатомические отходы, органы, ткани и др.);
Класс В: крайне опасные отходы (материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, а также живые вакцины);
Класс Г: отходы 1-4 классов опасности, несущие токсикологическую угрозу;
Класс Д: мусор, содержащий радиоактивные компоненты.
4 71 920 00 52 1 отходы термометров ртутных
(1) Класс опасности - I
(52) Агрегатное состояние, физическая форма - Изделия из нескольких материалов
Полная расшифровка кода ФККО 4 71 920 00 52 1:
Онлайн классификационный каталог отходов (новый ФККО 2017) с изменениями на 2022 г. и поиском / Код ФККО 4 71 920 00 52 1 / 47192000521 / Федеральный классификационный каталог отходов / Блок 4. Отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1 - 3, 6 - 9 / Отходы оборудования и прочей продукции, подлежащей особому контролю / Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть / Отходы прочего оборудования, содержащего ртуть / отходы термометров ртутных 4 71 101 01 52 1 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (1) Класс опасности - I (52) Агрегатное состояние, физическая форма - Изделия из нескольких материалов Полная расшифровка кода ФККО 4 71 101 01 52 1: Онлайн классификационный каталог отходов (новый ФККО 2017) с изменениями на 2022 г. и поиском / Код ФККО 4 71 101 01 52 1 / 47110101521 / Федеральный классификационный каталог отходов / Блок 4. Отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1 - 3, 6 - 9 / Отходы оборудования и прочей продукции, подлежащей особому контролю / Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть / Отходы электрического оборудования, содержащего ртуть / лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства.
Представители Роспотребнадзора подтвердили, что Федеральная служба действительно занимается лицензированием деятельности в области обращения с отходами, но это касается отходов I-IV классов опасности.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что отходы по указанным кодам ФККО относятся к категории отходов Г с классом опасности 1.
В соответствии с ФЗ N 89 (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления", для обращения с отходами 1-4 класса опасности предусмотрена обязательное лицензирование деятельности.
Согласно разделов 16, 24 Информационной карты документации об аукционе Заказчик установил требования на соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, а именно в соответствии с п.30 ч.1 ст.12 гл.2 Федерального закона от 04.05.2011 No99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит следующий вид деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Вместе с тем, пунктом 5 части 4 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Комиссия приходит к выводу, что услуги по сбору, вывозу и утилизации биологических отходов и медицинских отходов класса "Б", "В", "Г" технологически и функционально связаны между собой в связи с чем объединение в один лот услуги по сбору, вывозу и утилизации биологических отходов и медицинских отходов классов Б, В, Г не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя в составе жалобы не представлено документов и сведений, однозначно подтверждающих обратное.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о наличии лицензии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки:
"Наличие у Участника действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (п.30 ч.1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. в части деятельности по сбору использованию, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса) на ниже перечисленные коды ФККО 471 101 01 521; 471 920 00 521".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу что указанное требование к участникам закупки в части наличия лицензии по осуществлению деятельности по использованию отходов, ограничивает количество участников закупки и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании извещения произошла техническая ошибка.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛОГИКА" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 04.05.2022 N 050/06/105-15817/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 мая 2022 г. N 050/06/105-15817/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2022