Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии:- заместителя руководителя Управления; членов Комиссии: - ведущего специалиста-эксперта Управления, - специалиста 1 разряда Управления, рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате проведения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверки в отношении жалобы общества с ограниченной ответственностью "Строительный комплекс" (г. Москва) (далее - ООО "Строительный комплекс", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Ненецкий региональный центр развития образования" (далее - ГБУ НАО "НРЦРО", Заказчик, Региональный центр) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: "Поставка оборудования по робототехнике и физике для оснащения Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Маяк" (Извещение N 0184200000622000437):
1) Извещение о проведении электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) - 21.04.2022;
2) Наименование объекта закупки: "Поставка оборудования по робототехнике и физике для оснащения Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Маяк"";
3) Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) - 41 011 051, 61 руб.;
4) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5) Дата и время окончания подачи заявок - 29.04.2022;
6) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 29.04.2022;
7) Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2022 для закупки N 0184200000622000437 размещен в ЕИС - 05 мая 2022 г.;
в присутствии представителя Заявителя, участвовавшего посредством системы видеоконференц-связи, в присутствии Уполномоченного органа и Заказчика, действовавших на основании доверенностей, и участвовавших посредством системы видеоконференц-связи;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя посредством ЕИС (вх. N 1287).
По мнению Заявителя, Уполномоченным органом и Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, выражающиеся в неверном использованием кодов ОКПД2, отказа использования каталога товаров, работ услуг (далее - КТРУ) при описании конкретных видов товаров, а также необъективным характером описания потребности Заказчиком.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены запрошенные документы и письменные пояснения (возражения) по существу жалобы.
В соответствии представленным в порядке части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе письменным пояснениям (возражениям) Уполномоченный орган и Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной ввиду соответствия аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Комиссией Ненецкого УФАС России установлено, что извещение о проведении электронного аукциона и другие документы, предусмотренные Законом о контрактной системе по закупке N 0184200000622000437, размещены ЕИС и находятся в открытом доступе.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, и сопоставив их с фактическими обстоятельствами и представленными документами, в том числе размещенных в ЕИС, оценив их в совокупной правовой взаимосвязи, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующие основания.
По смыслу частей 1, 2 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
Согласно подпункта "а" пункта 1 части 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
На момент рассмотрения материалов дела в ЕИС подтверждено, что в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0184200000622000437 от 05.05.2022 на основании направленной оператором электронной площадки единственной заявки участника, победителем электронного аукциона признан единственный участник закупки N111813676, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 2 в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ);
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Таким образом, пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Извещением на комплексы учебного оборудования, удовлетворяющие требованиям Заказчика, выбран единый код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", который относится к укрупненному коду ОКПД2: 32.99.53 "Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей" ("ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 04.02.2022).
Эта группировка включает широкий диапазон приборов, аппаратов и моделей, предназначенных для демонстрационных целей (например, в школах, лекционных аудиториях, выставках), но не пригодных для другого использования.
Необходимость применения данной позиции ОКПД2 32.99.53.130 обусловлено тем, что объектом закупки Заказчика является демонстрационное оборудование по робототехнике и физике для развития способностей школьников (молодежи, детей).
Подробное описание наименования объекта закупки изложено в Приложении N1 (Техническое задание "Физики и Робототехника") рассматриваемой закупки.
Представитель Заказчика в обоснование выбора данного кода ОКПД 2 на заседании Комиссии Ненецкого УФАС России в дополнительном порядке пояснил о том, что в целях реализации федеральной программы в области образования, в отношении закупаемого цифрового лабораторно-технического оборудования Региональным центром изучен опыт его приобретения в других регионах России. Ввиду большого объема учебной программы, разделение оборудования, которое должно быть взаимодействовано в едином комплексе, нецелесообразно их разделение по конкретному функциональному виду устройств (элементов) и иных видов, поскольку закупаемое оборудование предназначено на процесс обучения школьников (детей, молодежи), а не для использования в производственных целях, в чем и заключается его отличие от предлагаемой позиции Заявителя. Заказчик при осуществлении торгов в отношении оборудования по робототехнике и физике для оснащения Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Маяк" заинтересован в результатах поставки качественного российского товара путем отбора добросовестных поставщиков.
Представитель Уполномоченного органа пояснил о том, что Заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, которые составляют основу закупаемого лабораторно - технического оборудования, и при этом, в отношении объекта закупки со стороны Уполномоченного органа и Заказчика никаких ограничений по разъяснению положений извещения в отношении времени не имелось, а в случае поступления данного запроса от Заявителя и или иных лиц, готовы были дать разъяснение, поскольку Заказчик был заинтересован в участниках закупки в целях приобретения товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, чтобы не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, у Заказчика имелась возможность применять данный код ОКПД2.
Представитель Заявителя, кроме представленной жалобы, в дополнительном порядке указал на то, что цифровые лаборатории не могут быть демонстрационными, поэтому Заказчиком код КТРУ выбран неправильно, а лаборатории Заявителя подходят под КТРУ 26.20, закупка цифровых лабораторий и роботов не являются связанными товарами, они находятся в разных разделах КТРУ. При этом непосредственное участие в данной закупке Заявитель не осуществил, заявку не подал, но с условиями извещения закупки ознакомлен и по нему вопросов не возникало, однако в связи с ограниченностью во времени разъяснения положений извещения Заказчику не подавал.
В силу части 6 статьи 23 Закона 44-ФЗ правила использования КТРУ устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу пункта 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 вышеуказанного Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В Извещении N 385 ЭА о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку оборудования по робототехнике и физике для оснащения Регионального центра, утвержденного распоряжением Управления госзаказа НАО от 21.04.2022 N 528, в пункте 5 предусмотрено: "Наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2-13 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), указание ( в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования".
"По порядковым NN 1-16 наименований товара, работ, услуг, МНН или при отсутствии такого наименование химическое, группировочное наименование предусмотрено неприменение кода позиции КТРУ, а описание товара, работы услуги (при наличии такого описания в позиции) должно применяться в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к настоящему извещению)".
Заказчик планирует приобретение комплекса учебного оборудования по конкретным учебным направлениям, которые указаны в описании объекта закупки. Ключевым требованием является то, что закупаемая продукция должна представлять собой линейку товаров, являющихся совместимыми друг с другом (например, датчики и устройства сбора данных) или адаптированными для совместного применения (штативы, колбы и т.п.). В том числе это относится и к робототехническим наборам, которые представляют собой учебное оборудование для проведения лабораторных работ по соответствующим тематикам. Оборудование, указанное в объекте Закупки представляет собой учебно-лабораторные стенды, которые могут быть конструктивно, аппаратно и программно быть совместимыми с "цифровыми лабораториями" и вычислительным оборудованием, представленным в объекте закупки.
Включение дополнительных характеристик продукции обосновано отсутствием в КТРУ обязательных к применению характеристик объекта закупки, а также в связи с необходимостью соблюдения требований ч.1 ст. ЗЗ Федерального закона в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, заказчиком определены значимые для осуществления своей деятельности характеристики объекта закупки. Дополнительные характеристики обусловлены требованиями к содержанию образовательного процесса, соответствием стандартам обучения, а также в целях расширения охвата основных тем по предмету.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 (далее - Постановление N 878), установлены ограничения допуска товаров иностранного производств, которое находится в правовой взаимосвязи с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
В Постановлении N 617 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) предусмотрен в позиции 171 предусмотрен код 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", который , в свою очередь, не препятствует руководствоваться как кодом ОКПД 2, так и кодом наименования товара, входящих в его состав.
Согласно пункту 8 Правил при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Таким образом, при наличии соответствующей позиции КТРУ в перечне радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 878, при описании объекта закупки заказчик не вправе устанавливать в описании объекта закупки дополнительные характеристики товара, обязан указывать только характеристики, предусмотренные позицией КТРУ.
Основания описания объекта закупки не вступают в противоречие, поскольку в техническом задании закупки дополнительных характеристик, которые в КТРУ не предусмотрены, Заказчиком не указаны.
Заявитель, выдвигая в жалобе довод об отсутствии в описании объекта закупки ссылку на ГОСТы, предназначенного для промышленного оборудования, по мнению Заказчика, действует в своих интересах и навязывает Заказчику свои условия по поставке товара.
Закупка заказчиком товаров, не отвечающих его потребностям, может привести к нарушению требований статьи 12 Закона, нерезультативности осуществления закупки, неэффективному расходованию выделенных для нее средств и повлечь ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункты 1, 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
При этом Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Доводы Заявителя, изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения.
В соответствии со статьями 14 и 33 Закона о контрактной системе Заказчиком соблюдены требования при описании условий объекта закупки, а также в целях соблюдения национального режима безопасности при осуществлении закупки соблюдены соответствующие условия и ограничения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный комплекс" на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Ненецкий региональный центр развития образованияпри проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: "Поставка оборудования по робототехнике и физике для оснащения Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Маяк" (Извещение N 0184200000622000437) признать необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 11 мая 2022 г. N 083/06/106-20/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2022