Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Велес" (далее - Заявитель) на действия Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Заказчик), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении электронного конкурса на оказание услуг по комплексному и техническому обслуживанию здания Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Объект) (реестровый номер конкурса в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172100006822000017) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в извещении о проведении Конкурса не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571);
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок по показателю "Наличие специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), поскольку Заказчиком в порядке оценки по показателю Критерия установлено требование о наличии специалистов, квалификация которых не относится к объекту закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 13.05.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.05.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 19.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 3 600 000 рублей;
4) источник финансирования - бюджетные средства, КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.05.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) победителем Конкурса признано ООО "Энерго-Сервис" с предложением о цене контракта в размере 3 200 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в извещении о проведении Конкурса не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе, к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 1 млн. рублей.
В соответствии с позицией 14 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.
При этом цена выполненных работ должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену оказанных услуг.
Частью 21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2019 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно части 8 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию оборудования систем в здании Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Конкурса не установлены дополнительные требования к участникам закупки предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по детализирующему показателю N 2 "Наличие у участника закупки техника-технолога с опытом практической работы (стаж работы) в области водоснабжения и водоотведения" (далее - Детализирующий показатель N 2), детализирующему показателю N 3 "Наличие у участника закупки электромонтера, по ремонту и монтажу кабельных линий не ниже шестого разряда с опытом прогнатической работы (стаж работы) электромонтером по ремонту и монтажу кабельных линий" (далее - Детализирующий показатель N 3), детализирующему показателю N 4 "Наличие у участника монтажника слаботочных систем охраны и безопасности с опытом практической работы (стаж работы) в области монтажа слаботочных систем охраны и безопасности" (далее - Детализирующий показатель N 4) Показателя Критерия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "д" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяются показатели оценки, в том числе "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно порядку оценки заявок, установленному приложением N 4 к Извещению, по Детализирующим показателям N 2 - 4 Критерия предметом оценки являются техники-технологи с опытом практической работы (стаж работы) в области водоснабжения и водоотведения, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий не ниже шестого разряда с опытом прогнатической работы (стаж работы) электромонтером по ремонту и монтажу кабельных линий, монтажник слаботочных систем охраны и безопасности с опытом практической работы (стаж работы) в области монтажа слаботочных систем охраны и безопасности.
При этом пунктом 13 Приложения N 1 к Извещению о проведении Конкурса "Описание объекта закупки" установлен следующий перечень инженерных систем, оборудования и помещений, передаваемых Исполнителю на техническое обслуживание:
- Система отопления, система теплоснабжения, система ГВС;
- Система холодного водоснабжения (ХВС);
- Система хозяйственно-бытовой канализации;
- Приточно-вытяжная вентиляция с автоматикой;
- Система кондиционирования воздуха;
- Электроснабжение.
Пунктом 5.5 установлены требования к количественному составу и режиму работы персонала, обеспечивающего обслуживание на объекте Заказчика: руководитель на объекте (РО, Главный инженер), техник-инженер по эксплуатации инженерных систем, техник-универсал (сантехник, электрик, вентияционщик-2), специалист, выполняющий столярно-плотницкие работы, специалисты, оказывающие услуги по техническому обслуживанию технологического комплекса архивного оборудования, диспетчер, инженер системы диспетчеризации.
Кроме того, в установленные пунктом 5.5 требования к количественному составу и режиму работы персонала, обеспечивающего обслуживание на Объекте, не входит монтажник слаботочных систем охраны и безопасности с опытом практической работы в области монтажа слаботочных систем охраны и безопасности.
Вместе с тем подпунктом "а" пункта 30 Постановления N 2604 предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Однако, предметом оценки по Детализирующему показателю N 4 Критерия является наличие у участника монтажника слаботочных систем охраны и безопасности с опытом практической работы в области монтажа слаботочных систем, при этом квалификация данного специалиста не соответствует предмету выполняемых работ, включенных в объект закупки.
Вместе с тем Комиссия, изучив положение порядка оценки заявок участников закупки извещения о проведении Конкурса по Детализирующему показателю N 4 Критерия, приходит к выводу, что требование о принятии к оценке монтажника слаботочных систем охраны и безопасности с опытом практической работы в области монтажа слаботочных систем не соответствует подпункту "а" пункту 30 Положения и противоречит Закону о контрактной системе, поскольку указанное требование не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, а также объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
При этом, Комиссия, исследовав виды обслуживающих систем и персонал, необходимый для их обслуживания, приходит к выводу, что Детализирующие показатели N 2 - 3 Показателя Критерия установлены надлежащим образом и соответствуют Положению.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего Детализирующий показатель N 4 Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно положению порядка оценки заявок участников закупки извещения о проведении Конкурса установлены детализирующий показатель N 1 "Наличие у участника закупки руководителя технического отдела технической эксплуатации с опытом практической работы (стаж работы) в сфере деятельности: организация комплексного обслуживания здания, в качестве руководителя" (далее - Детализирующий показатель N 1), Детализирующий показатель N 2, Детализирующий показатель N 3.
Конкурсной документацией по Детализирующим показателям N 1 - 3 Показателя Критерия установлен порядок присвоения баллов, так, например, в Детализирующем показателе N 1:
Значение детализирующего показателя "наличие у участника закупки руководитель отдела технической эксплуатации с опытом практической работы" |
баллы |
более 10 полных лет |
34 |
более 9 полных лет и до 10 полных лет включительно |
30 |
более 8 полных лет и до 9 полных лет включительно |
26 |
более 7 полных лет и до 8 полных лет включительно |
22 |
более 6 полных лет и до 7 полных лет включительно |
18 |
более 5 полных лет и до 6 полных лет включительно |
14 |
более 4 полных лет и до 5 полных лет включительно |
10 |
от 3 полных лет до 4 полных лет включительно |
6 |
менее 3 полных лет |
0 |
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее предложение в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по Критерию.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующим показателям N 1 - 3 Показателя Критерия нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Велес" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 17.05.2022 по делу N 28/06/105-1297/2022 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.