Резолютивная часть решения оглашена 11.05.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 16.05.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" на положения извещения об открытом конкурсе в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (реестровый номер 0346100007922000004) (далее- открытый конкурс в электронной форме),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" на положения извещения об открытом конкурсе в электронной форме.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, заказчик, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы не направили.
На заседании Комиссии велась аудиозапись.
В жалобе заявителя указано, что извещение об открытом конкурсе в электронной форме содержит нарушение Закона о контрактной системе. Так, по мнению заявителя, заказчиком по показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" неправомерно установлены условия о том, что при расчете показателя учитываются контракты (договоры) на оказание услуг охраны образовательных учреждений Липецкой области, которые ограничивают участие участников в закупке.
От заказчика поступили письменные возражения по доводу жалобы заявителя.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, другие документы (копии), представленные сторонами, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России от 04.05.2022 N208, Комиссия установила следующее.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (реестровый номер 0346100007922000004) и приложения к нему размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Объектом закупки является оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 959 181,60 коп.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 29.04.2022 09:00,
Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 04.05.2022,
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 05.05.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом, согласно ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Во исполнение данной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок оценки заявок).
Согласно пункта 3 Порядка оценки заявок, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
При этом, пунктом 24 Порядка оценки заявок установлено, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
А согласно п.п.а) пункта 28 Порядка оценки заявок установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
-общая цена исполненных участником закупки договоров;
-общее количество исполненных участником закупки договоров;
-наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
При этом, необходимо отметить, что при осуществлении закупок, в случае наличия в извещении о проведении закупки критерия оценки "Квалификация участников закупки" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
Как установлено, извещение о проведении рассматриваемой закупки содержит порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Так, указанным порядком предусмотрены, в числе прочего, следующие критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
2 |
Квалификация участников закупки |
60 |
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
|
Признак N 1: Общая цена исполненных участником закупки договоров |
10 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения:
где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки". При расчете показателя учитываются контракты (договоры) на оказание услуг охраны образовательных учреждений Липецкой области за последние пять лет и до момента подачи заявки, с общим количеством постов не менее 12 и количеством круглосуточных постов не менее 6-ти (в рамках одного контракта). |
2 |
|
|
|
|
Признак N2 Общее количество исполненных участником закупки договоров |
10 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения:
где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки". Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. При расчете показателя учитываются контракты (договоры) на оказание услуг охраны образовательных учреждений Липецкой области за последние пять лет и до момента подачи заявки, с общим количеством постов не менее 12 и количеством круглосуточных постов не менее 6-ти (в рамках одного контракта). |
|
|
|
Признак N 3: Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
10 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения:
где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки". Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. При расчете показателя учитываются контракты (договоры) на оказание услуг охраны образовательных учреждений Липецкой области за последние пять лет и до момента подачи заявки, с общим количеством постов не менее 12 и количеством круглосуточных постов не менее 6-ти (в рамках одного контракта). |
При этом, как следует из письменных пояснений заказчика, установление вышеуказанных условий ("При расчете показателя учитываются контракты (договоры) на оказание услуг охраны образовательных учреждений Липецкой области_")) обусловлено наличием в настоящее время повышенной угрозы террористической опасности. В связи с чем, обеспечение антитеррористической защищенности объектов заказчика является его приоритетной задачей при осуществлении закупок на оказание охранных услуг. В тоже время, отсутствие у охранной организации опыта оказания услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима, по осуществлению антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях на территории Липецкой области, свидетельствует об отсутствии материально-технической базы, необходимого количества работников для исполнения контрактных обязательств и опыта оказания услуг охраны на постоянной основе. При этом, объективно оценить участников закупки и тем самым выбрать того участника, кто сможет надлежащим образом оказать услуги охраны в соответствии с предъявляемыми требованиями возможно только с учетом совокупности всех установленных в извещении критериев оценки.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Как и не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении заказчиком вышеуказанного условия ("При расчете показателя учитываются контракты (договоры) на оказание услуг охраны образовательных учреждений Липецкой области_")) по критерию оценки "Квалификация участников закупки".
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования, установленные по показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки", не препятствуют участию в рассматриваемом конкурсе, не создают преимущества конкретному участнику закупки, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком в извещении о проведении закупки. Предусмотренные в извещении критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу (доказательств обратного в материалы дела не представлено), а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе. Участники закупки, не набравшие максимальное количество баллов по вышеуказанному критерию оценки, имеют возможность набрать большее количество баллов по стоимостному критерию и стать победителем закупки. Условия извещения о проведении закупки обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в данной закупке. При этом установленные в извещении критерии оценки были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика. Действующее законодательство о закупках не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Более того, как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России из анализа протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2022 NИЭОК1, на участие в закупке от участников поступило две заявки с идентификационными номерами: 22, 174. При этом, установлено, что по оспариваемым заявителем позициям критерия оценки "Квалификация участников закупки", конкурсной комиссией заказчика заявкам данных участников закупки было присвоено 0 баллов. Между тем, по показателю: "Наличие у Исполнителя офисного нежилого помещения в черте г.Липецк с комнатой хранения оружия лицензированной Управлением Росгвардии по Липецкой области с площадью достаточной для того, чтобы осуществлять хранение необходимого количества нарезного служебного короткоствольного огнестрельного оружия", который заявителем не оспаривается, заявке участника с идентификационным номером 22 было присвоено 35 баллов, что в совокупности с критерием оценки "Цена контракта" обеспечило победу этому участнику в рассматриваемой закупке.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" на положения извещения об открытом конкурсе в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (реестровый номер 0346100007922000004) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 мая 2022 г. N 048/06/106-434/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2022