Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО СК "Интехком" на действия Заказчика МУ ДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района г. Саратова и Уполномоченного учреждения МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района города Саратова" при проведении аукциона в электронной форме N 0360300029122000019 "Техническое обследование строительных конструкций объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Здание частной женской гимназии М.И. Горенбург-Островской" постройки 1880-е гг. с пристройкой 1914-1915 гг., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 21/ул. Пушкина А.С., д. 2 (Литера А,В)",
УСТАНОВИЛА:
06.05.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО СК "Интехком" на действия Заказчика МУ ДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района г. Саратова и Уполномоченного учреждения МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района города Саратова" при проведении аукциона в электронной форме N 0360300029122000019 "Техническое обследование строительных конструкций объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Здание частной женской гимназии М.И. Горенбург-Островской" постройки 1880-е гг. с пристройкой 1914-1915 гг., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 21/ул. Пушкина А.С., д. 2 (Литера А,В)" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, присутствующие при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.04.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является МУ ДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района г. Саратова
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 950 000,00 рублей.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в ч. 4 ст.31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования с учетом описания объекта закупки в извещении в соответствии с ч. 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В извещении о проведении Аукциона указаны дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
В позиции 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571 указаны работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
При этом п.п. "а" п. 3 Постановления N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В связи с тем, что цена контракта составляет менее 5 млн. рублей Заказчик при установлении дополнительных требований согласно Постановлению Правительства N 2571 допустил нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик использовал в Извещении о проведении Аукциона сокращенное слово "соот-е" может быть понято как "соответствие" или как "соотношение", сокращенное слово "к-ые" может быть понято как "которые" или "каждые", что вводит участников закупки в заблуждение.
В извещении о проведении Аукциона, сформированным посредством ЕИС, указаны следующие требования к участникам закупки: "1) соот-е треб-ям, установл-м в соотв-ии с закон-ом РФ к лицам, осущ-щим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, к-ые являются объектом закупки; 2) непроведение ликв-ии участника закупки - юр. лица и отсут-ие решения арбитр. суда о признании участника закупки - юр.лица или ИП несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного произ-ва; 3) неприост-ие деят-ти участника закупки в порядке, устан-м КоАП 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолжен. по иным обяз-м платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключ. сумм, на к-ые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиц-й налог. кредит в соотв-ии с закон-ом РФ о налогах и сборах, к-ые реструктур-ны в соотв-ии с закон-ом РФ, по к-ым имеется вступившее в законн. силу решение суда о призн-ии обяз-ти заявителя по уплате этих сумм исполн-ой или к-ые признаны безнадежн. к взыск-ю в соотв-ии с закон-ом РФ о налогах и сборах) за прош-й календ. год, размер к-ых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бух. отчетности за послед. отчетный период. Участник закупки считается соотв-щим установ-му требов-ю в случае, если им в установл. порядке подано заявление об обжал-ии указ-х недоимки, задолжен-ти и решение по такому заявлению на дату рассм-ия заявки на участие в опред-ии поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 5) отсутствие у участника закупки - физ. лица либо у руков-ля, членов коллег-ого исполнительного органа, лица, исполн-го функции един-го исполнит-го органа, или гл. бухгалтера юр. лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. 289, 290, 291, 291.1 УК(за исключ. лиц, у к-ых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указ-ых физ. лиц наказания в виде лишения права занимать опред-е должности или заниматься опред-ной деят-ю, к-ые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осущест-ой закупки, и админ-го наказания в виде дискв-ции; 6) непривлечение участника закупки - юр. лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к адм-ной ответ-ти за совершение адм-ого прав-ния, предусм-го ст. 19.28 КоАП; 7) обладание участником закупки исключ-ми правами на результаты интеллект-ой деят-ти, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произв-ий лит-ы или искусства, исполнения, на фин-ие проката или показа нац-ого фильма - не установлено; 8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под к-ым понимаются случаи, при к-ых руководитель заказчика, член комиссии по осущ-ию закупок, рук-ль контракт. службы заказчика, контракт управ-щий состоят в браке с физ. лицами, явл-ся выгодоприобр-ми, единол-м исполн-ым органом хоз-го общ-ва (директором, ген. директором, управляющим, президентом и другими), членами коллег-ого исполнительного органа хоз-ного общества, рук-ем (директором, ген. директором) учр-ия или унитарного предпр-ия либо иными органами управления юр. лиц - участников закупки, с физ. лицами, в том числе зарегистр-ми в качестве ИП, - участниками закупки либо являются близк. родственниками (родственниками по прямой восх-й и нисх-ей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физ. лиц; 9) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпор-ого юр. лица или в составе учредителей унитарного юр. лица офшорной компании, а также не имеет офшорных комп-й в числе лиц, влад-их напрямую или косвенно (через юр. лицо или через несколько юр. лиц) более чем 10% голосующих акций хоз-го общ-ва либо долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хоз-го товарищ-ва или общества; 10) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установл-х законод-ом РФ".
Присутствующий при рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что сокращения были использованы с целью того, чтобы все требования, указанные в ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, были отражены в Извещении о проведении Аукциона. В случае неиспользования сокращений ЕИС не позволяет включить в извещение исчерпывающий перечень требований к участникам закупки.
При этом в перечне прикрепленных документов, содержащемся в Извещении о проведении Аукциона, сформированном посредством функционала ЕИС, включено такое приложение как "Извещение о закупке".
В разделе "Требования к участникам электронного аукциона" Извещения о проведении Аукциона, размещенного в ЕИС указаны следующие требования к участникам: Участник закупки должен соответствовать требованиям:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, которые являются объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) непривлечение участника закупки - юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса об административных правонарушениях;
7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма - не установлено;
8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц;
9) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Таким образом, участники имели возможность ознакомиться с предъявляемыми требованиями к участникам закупки, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, у Саратовского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению доводов жалобы, касающихся обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО СК "Интехком" на действия Уполномоченного учреждения МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района города Саратова" и Заказчика МУ ДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района г. Саратова при проведении аукциона в электронной форме N 0360300029122000019 "Техническое обследование строительных конструкций объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Здание частной женской гимназии М.И. Горенбург-Островской" постройки 1880-е гг. с пристройкой 1914-1915 гг., расположенного по адресу: Саратовскаяобласть, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 21/ул. Пушкина А.С., д. 2 (Литера А,В)".обоснованной.
2. Признать в действиях МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района города Саратова" и Заказчика МУ ДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района г. Саратова нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Единой комиссии Уполномоченного учреждения, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы в части доводов, касающихся обоснования начальной (максимальной) цены контракта в орган внутреннего муниципального финансового контроля.
5. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.