Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Т.С. Акопян,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/42-602/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме N0358300354422000015 "Выполнение проектно-изыскательских работ и изготовление проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт гребной базы блока N 1 в осях 1-15, МБУ "Гребной канал "Дон" расположенного по адресу: ул. Пойменная, д.2а, г. Ростов-на-Дону" (далее - конкурс) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителей Заказчика (Свешниковой И.Н. - доверенность N7 от 28.03.2022, Пузановой М.С. - доверенность от 28.04.2022 N11), в отсутствие представителей Заявителя и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались действия Заказчика при формировании конкурсной документации.
Заказчик представил письменные пояснения относительно доводов Заявителя, не признал доводы жалобы, пояснил, что действия Заказчика соответствовали нормам Закона.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного конкурса N0358300354422000015:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 6632530.34 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 04.05.2022 года в 12 часов 15 минут.
Согласно доводам Заявителя, включенные Заказчиком в конкурсную документацию детализирующие показатели к критериям оценки заявок, являются противоречивыми и не соответствуют нормам Закона.
В силу п.11 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 2 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), "оценка" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пп. "г" п.3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки:
г) квалификация участников закупки.
Согласно п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 25 Постановления N2604 определено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели. Подпунктом "а" п.28 указанного документа регламентировано, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п.24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
-общая цена исполненных участником закупки договоров;
-общее количество исполненных участником закупки договоров;
-наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Заявитель указал, что Заказчиком установлены противоречивые положения, из которых невозможно определить какие именно применяются детализирующие показатели оценки "общее количество исполненных участником закупки договоров" или "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Порядком оценки, изложенным Заказчиком в извещении о проведении закупки, установлено следующее, в том числе:
в качестве нестоимостного критерия оценки заявок указана "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
При этом, в разделе II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" порядка оценки в качестве детализирующего показателя оценки указано "общее количество исполненных участником закупки договоров", а в разделе III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" указан иной детализирующий показатель - "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
В силу изложенного, Заказчик признан нарушившим ч.1 ст.42 Закона, довод жалобы - обоснованным.
Согласно доводам Заявителя, требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, не соответствуют нормам Закона.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В извещении о проведении конкурса Заказчик установил требование к участникам закупки согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона:
"должен быть членом саморегулируемой организации (далее также - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования с правом выполнения работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии)".
Одновременно Заказчиком в извещении установлено требование перечню документов, которые должны быть представлены участниками конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:
выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86. В соответствии с пп. 3.1, 3.2, 3.3 формы выписки из реестра членов саморегулируемой организаций, выписка должна содержать: - Дату, с которой член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии). - Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. - Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по такому договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Установление одновременно требований к участникам о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и требование о предоставлении документов, подтверждающих членство участника в саморегулируемой организации, которая имеет право выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, является противоречивым и не соответствует предмету закупки в части требований к содержанию выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст.42 Закона.
Доводом жалобы Заявителя является указание в описании объекта закупки и проекте контракта различных требований к результату закупаемых работ, что не позволяет однозначно определить подрядчику характер и объемы работ, необходимых к выполнению.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, в силу ч.2 ст.42 Закона, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в Техническом задании Заказчик, при описании объекта закупки установил, в том числе, следующее:
Nп\п |
Перечень основных данных и требований |
Содержание основных данных и требований |
16. |
Сроки начала и окончания проектных работ |
I этап, Сбор исходных данных, инженерные изыскания, обследование технического состояния объекта, разработка проектной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости. II этап "Разработка рабочей документации" |
17. |
Требования к проведению согласований и экспертизе |
3. Получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости за свой счет. |
Однако, в проекте контракта Заказчик установил иные требования к государственной экспертизе проектной документации:
1.4. Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
5.9. Подрядчик обязан получить положительные заключения государственной экспертизы проектной и изыскательской документации, о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, затраты учтены в стоимости работ, указанных в п. 2.1 Контракта.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушена ч.2 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.1, 2 ст.42 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов, внесения изменений в извещение о проведении закупки, продолжения процедуры определения подрядчика.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Т.С. Акопян
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
исп. Моргунов В.В.;
тел.: 8(863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.