Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Т.С. Акопян,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/42-611/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358600005522000001 "Приобретение и установка быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест " (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителей Заказчика (Куркиной Г.А. - приказ от 01.04.2022 NУОПР-107-к, Дубровской О.А. - доверенность от 13.05.2022 N10), в отсутствие представителей Заявителя и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358600005522000001:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 635000000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 06.05.2022 года в 10 часов 00 минут.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, требования Заказчика по декорированию внутренней стороны сэндвич-панели наружных ограждающих конструкций модульного здания цементно-магниевыми плитами невозможно, поскольку поставщики строительных материалов предлагают для данных работ стекломагнезитовые листы.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, в силу ч.2 ст.42 Закона, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Заказчиком размещена закупка быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест.
В п.3.3 раздела "Основные требования к конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций" Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее:
3.3. Наружные ограждающие конструкции: - толщина не менее 200 мм; со стороны фасада - сэндвич-панель из негорючих материалов не менее 100 мм (утеплитель минераловатный базальтовый) с последующей декоративной отделкой металлическими кассетами Puzlleton или эквивалент с возможностью разборки. Внутренняя сторона сэндвич-панели должна быть декорирована цементно-магниевыми плитами с акриловым покрытием. Наружные швы, притворы и вводы инженерных сетей модуля должны быть утеплены и герметизированы.
По мнению Заявителя, выполнение требования Заказчика о применении цементно-магниевыми плит невозможно, поскольку данный материал отсутствует у поставщиков.
Заявитель в обоснование своих доводов привел письмо ООО "Сервис-Комплект" от 27.09.2021 N256, согласно которому в настоящее время, термин "ЦМП" практически не применяется, а используется повсеместно термин СМЛ - стекломагнезитовый лист. Состав, технические требования, размеры и свойства "СМЛ" полностью повторяет "ЦМП".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, на рынке в данный момент в свободном обращении имеются цементно-магниевые плитамы с акриловым покрытием, они доступны к приобретению. Следовательно, требования Заказчика могут быть выполнены.
Заказчиком на заседание Комиссии представлены письма производителей цементно-магниевых плит ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "УНИПРОК" от 06.05.2022 N331, ООО "АМТ-Групп" от 12.05.2022 N160, согласно которым производство цементно-магниевых плит осуществляется на регулярной основе и является одним из основных материалов в линейке производителей для комплектации детских садов, школ и поликлиник.
Согласно сложившейся судебной практике (Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 по делу NАЗ8-5844/2014), Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
В соответствии со ст.3 Закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно п. 3 ст. 13 Закона заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Таким образом, Заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В силу ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является - поставка модульного здания, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Кроме того, также следует отметить, что Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
В ходе рассмотрения дела Заявитель не представил доказательств, опровергающих наличие на рынке цементно-магниевых плит, которые соответствуют требованиям Технического задания.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 по делу NА38-5844/2014 указал, что Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом не предусмотрены ограничения по включению в извещение требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Аналогичной позиции придерживается Президиум Верховного суда Российской Федерации (обзор судебной практики, утв. 28.06.2017 г.), устанавливая что "в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции" (п. 1 Обзора). При этом, указано в Обзоре (п. 1), "заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки".
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, жалоба Заявителя является необоснованной.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по аукциону.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Т.С. Акопян
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.