Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Т.С. Акопян,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/42-622/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме N0158200000522000020 "Выполнение работ по обустройству и разметке автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ростовской области" (далее - конкурс) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителя Заказчика (Новиковой М.А. - доверенность от 16.05.2022 N15.1/1090), в отсутствие представителей Заявителя и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались действия Заказчика при формировании извещения о проведении конкурса.
Заказчик представил письменные пояснения относительно доводов Заявителя, не признал доводы жалобы, пояснил, что действия Заказчика соответствовали нормам Закона.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного конкурса N0158200000522000020:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 660000000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 11.05.2022 года в 09 часов 00 минут.
Закупка размещена в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, конкурсная документация составлена с нарушениями положений Закона, не позволяет определить объем и срок выполнения работ.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.24 ст. 22 Закона в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по обустройству и разметке автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ростовской области.
Согласно извещению заказчиком установлено, в том числе, следующее:
- максимальное значение цены контракта - 660 000 000 рублей;
- начальная сумма цен единиц работ - 20 954 697,52 рублей;
- лимиты финансирования:
в 2022 году - 60 000 000 рублей 00 копеек;
в 2023 году - 600 000 000 рублей 00 копеек.
Оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы (приложение N1 к контракту), исходя из объема фактически выполненной работы, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в пункте 2.1 настоящего контракта.
Объем выполняемой работы определяется по наряд-заданию Государственного заказчика.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, обслуживанию в рамках настоящего конкурса подлежат более 200 дорог, расположенных в 43 районах Ростовской области. В связи с тем, что предметом закупки являются работы по обустройству и разметке автомобильных дорог Ростовской области, на момент размещения закупки невозможно определить, какая будет у заказчика потребность по нанесению разметки и на какой именно дороге. Также невозможно определить, где и в каком объеме потребуется восстановление дорожных знаков, например, после дорожно-транспортных происшествий.
Ежемесячно Заказчик проводит обследования дорог, выявляет участки, где разметка утратила свойства по обеспечению безопасности движения по специальной шкале, устанавливает, где недостает дорожных знаков или дорожные знаки повреждены и требуют замены. Далее эти сведения обрабатываются, и выдается наряд-задание подрядчику по нанесению разметки, установке дорожных знаков в конкретном месте в конкретном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч.2 ст. 34 Закона при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта.
То есть контракт должен содержать сведения, каким образом Заказчиком будут формироваться заявки (наряд-задание) на выполнение работ (периодичность, сроки исполнения, виды работ, объем заявки и другие существенные условия).
Отсутствие вышеуказанных сведений не позволяет считать согласованным контракт обеими сторонами, поскольку не достигнуто соглашение по всем существенным условиям Контракта. В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Заказчиком в проекте контракта порядок определения объемов прописан следующим образом:
В разделе 1 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить по заданию государственного заказчика, в соответствии с техническим заданием работы по разметке автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ростовской области, а государственный заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, определенных настоящим контрактом.
Пунктом 6.1 проекта контракта установлено, что государственный заказчик в течение срока выполнения работ по контракту направляет в адрес подрядчика наряд-задание, которое содержит вид работ, объем работ, срок в течение, которого работы должны быть выполнены (в соответствии с пунктом 6.2 контракта). Приложение N 1 к контракту содержит применительные виды работ, на которые государственный заказчик выдает наряд-задание. Наряд-задание отправляется на почтовый адрес либо по адресу электронной почты Подрядчика указанные в реквизитах настоящего контракта, либо иным видом связи, при котором подтверждается дата отправки и дата получения наряд-задания(ий), либо нарочно.
Объем работ, указанный в наряд-задании, определяется государственным заказчиком исходя из собственных потребностей и единовременно (в рамках одного наряд-задания) в стоимостном выражении не должен превышать 25% максимального значения цены контракта. Очередное наряд-задание может быть направлено государственным заказчиком до момента исполнения ранее полученного подрядчиком наряд-задания с таким расчетом, чтобы объем подлежащих выполнению работ (в стоимостном выражении) в 30 (тридцати) дневный срок не превышал 25% максимального значения цены контракта. Суммарная стоимость объема работ, указанная государственным заказчиком в наряд-заданиях, направленных подрядчику, не может превышать максимального значения цены контракта.
Таким образом, проект контракта содержит исчерпывающую информацию об объемах работ, подлежащих выполнению подрядчиком.
По мнению Заявителя, Заказчик в проекте контракта не установил срок выполнения работ по каждому виду работ.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Подпункт "а" п.1 ч.2 ст.51 Закона обязывает данную информацию также включать в проект контракта.
Заказчик в п.4.1 проекта контракта установил:
4.1. Сроки выполнения работ:
4.1.1. Работы, предусмотренные пунктами 153-167 приложения N1 к настоящему контракту, должны быть выполнены в сроки, установленные Государственным заказчиком в наряд - задании (ях). По данным видам работ Государственным заказчиком в наряд - задании (ях) устанавливается срок выполнения работ в пределах: с 01.01.2023 года по 31.10.2023 года.
4.1.2. Работы, предусмотренные пунктами 1-152, 168-182 приложения N 1 к настоящему контракту, должны быть выполнены в сроки, установленные Государственным заказчиком в наряд - задании (ях). По данным видам работ Государственным заказчиком в наряд - задании (ях) устанавливается срок выполнения работ в пределах: c момента заключения контракта по 31.08.2023 года.
Кроме того, в п. 6.1 проекта контракта Заказчик указал:
срок выполнения работ, указанный в наряд-задании, выдаваемом Государственным заказчиком, не должен быть менее 30 (тридцати) дней с момента получения такого наряд-задания Подрядчиком. При этом сроки выполнения работ, указанные в наряд-задании, должны находиться в пределах срока, указанного в пункте 4.1 настоящего контракта.
Таким образом, проект контракта содержит исчерпывающую информацию о сроке исполнения контракта.
Заказчиком в Приложении N2 к извещению об осуществлении закупки определены и обоснованы начальные цены единиц работ, определена начальная сумма цен указанных единиц, в извещении об осуществлении закупки указано максимальное значение цены контракта, равное 660 млн. руб. В разделе 3 проекта государственного контракта указано, что объем выполняемой работы определяется по наряд-заданию заказчика, кроме того проект государственного контракта содержит форму наряд-задания, при заполнении которой согласно п. 6.1 раздела 6 проекта контракта, заказчик указывает вид работ, объем работ, место выполнения работ, срок в течение, которого работы должны быть выполнены (в пределах срока, указанного в пункте 4.1 проекта контракта). Приложением N1 к проекту контракта предусмотрено указание цен единиц работ на стадии заключения контракта путем уменьшения начальных цен таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, из условий конкурса следует, что заказчиком определены: срок выполнения работ; объем работ, определяемых заказчиком, исходя из состояния дорожной разметки.
Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2022 по делу N А53-21288/21.
Согласно доводам Заявителя, извещение об осуществлении закупки не содержит проектной документации, обязательной для выполнения закупаемых работ.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В обоснование своего довода Заявитель указал на наличие в составе закупки строительных работ - Приложением N2 к извещению о проведении конкурса в перечень работ включены установки опор разных типов, установка опор дорожных знаков, установка опор электрического освещения.
В силу п.п.10.1, 14, 14.3 ст.1, ч.13 ст.48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ):
- автомобильные дороги отнесены к линейным объектам капитального строительства;
- строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в т.ч. на месте сносимых объектов капитального строительства);
- капитальный ремонт линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
По правилам ч.ч.5, 6 ст.55.24 ГрК РФ:
- содержание автомобильных дорог отнесено к эксплуатации зданий, сооружений;
- в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с п.п.1, 5, 10, 12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации":
1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
5) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;
10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Возражая на жалобу в данной части, Заказчик указал на то, что закупаемые работы отнесены к работам по содержанию автомобильных дорог, в обоснование чего сослался на Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Согласно раздела IV "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог" к таким работам отнесены:
- п/п.4б п.6: по элементам обустройства автомобильных дорог: уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в т.ч. на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки;
- в п/п.1 п. 10: в составе мероприятий по содержанию - работы по установке элементов обустройства: установка габаритных, удерживающих ворот, недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов, метеорологических систем мониторинга погодных условий и прогнозирования условий движения, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем и элементов автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных;
- в п/п.8 п. 10: установка недостающего и восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, установка недостающих и восстановление существующих систем видеонаблюдения, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем подъемки и разводки пролетных строений;
- в п/п.12 п. 10: установка элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, кольцевых пересечениях и локальных пересечениях и примыканиях, в том числе автономных осветительных систем.
При установленных фактических обстоятельствах дела, объект рассматриваемой закупки составили работы по содержанию автомобильных дорог, поскольку имеются действующие нормы права, прямо указывающие на отнесение закупаемых работ (как названных работ по разметке, так и названных работ по монтажу) к работам по содержанию автомобильных дорог.
Следовательно, закупаемые работы образуют комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, организации и обеспечению безопасности дорожного движения (в т.ч. в аспекте наличия надлежащей разметки и в аспекте наличия надлежащих знаков, освещения разметки и знаков и т.д.).
Действительная, фактическая потребность (нужда) Заказчика в этом комплексе работ не может быть обеспечена ни только работами по разметке, ни только работами по монтажу, но может быть удовлетворена работами по разметке и работами по монтажу, в их технологической и функциональной взаимосвязи.
Установка опор освещения в рамках обжалуемой закупки не требует исходно-разрешительной документации. Подключение светильников, светофорных объектов и прочих объектов с напряжением питания 220В переменного тока осуществляется исключительно к сетям электроснабжения, находящимся в собственности заказчика, и не требуют получения и оплаты технических условий, подключения "последней мили" эксплуатирующей организацией, оплаты за точку подключения. Автономные линии освещения (основанные на солнечных электростанциях) в силу своих функциональных особенностей не требуют подключения к стационарной линии электроснабжения.
Данные работы в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N402 отнесены к работам по содержанию автомобильных дорог, согласно положений ГрК РФ для их выполнения не требуется проектная документация.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
В жалобе Заявителя указано, что описание объекта закупки выполнено с нарушениями положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Заказчиком не использован Каталог товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заявитель указал, что необходимо применить позицию КТРУ 23.61.12.162-00000003 "Опора наружного освещения железобетонная".
Однако, предметом рассматриваемой закупки являются работы по содержанию автомобильных дорог, в КТРУ отсутствует соответствующая позиция. Поэтому заказчиком в извещении об осуществлении закупки указан код такой работы согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 42.11.20.300.
В соответствии с п.5 "Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Таким образом, в связи с отсутствием позиции КТРУ, описание объекта закупки осуществлялось в соответствии со ст.33 Закона.
Установка опор наружного освещения осуществляется в рамках работ по обустройству автомобильных дорог, и являются сопутствующими работами, необходимыми для достижения конечного результата. Соответственно, позиция КТРУ 23.61.12.162-00000003 "Опора наружного освещения железобетонная" по данной закупке не подлежит применению.
На основании изложенного, Ростовское УФАС России признает данный довод жалобы необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по конкурсу.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Т.С. Акопян
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.